рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Компания Зольд" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Министерства спорта Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Министерством спорта Российской Федерации (далее - Заказчиком), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организационно-техническому обеспечению эксплуатации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100014422000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок, при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Комиссии по осуществлению закупок:
1) ненадлежащим образом оценивших заявку Заявителя по детализирующему показателю "Характеристика N 1 регламент по обеспечению эксплуатации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры содержит описание порядка регистрации заявок и назначение ответственного исполнителя в соответствии с п. 1.2.1 Технического задания" (далее - Детализирующий показатель N1), "Характеристика N 2 Регламент по обеспечению эксплуатации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры содержит описание порядка контроля за исполнением заявок в соответствии с п. 1.2.2 Технического задания (далее - Детализирующий показатель N 2), "Характеристика N 4 Регламент по обеспечению эксплуатации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры содержит описание системы приема сервисных запросов и диспетчерского управления сервисными действиями с помощью автоматизированной системы Service Desk в соответствии с п. 1.2.4 Технического задания" (далее - Детализирующий показатель N 3), показателя "Качественные характеристики объекта закупки" (далее - Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1);
2) ненадлежащим образом оценивших заявку Заявителя по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 28.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 18 800 180 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 77711051340190020242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.03.2022;
6) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.03.2022;
7) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, допущенные к участию в Конкурсе;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе, 3 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признана заявка с идентификационным номером заявки "72".
1. Согласно доводу Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом оценена заявка Заявителя по Детализирующим показателям N 1-3 Показателя N 1 Критерия N 1.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Характеристики объекта закупки".
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "в" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно пункту 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (приложение N 4 к Извещению) Критерий N 1 содержит в том числе Детализирующие показатели N 1-3, в рамках которых оценке подлежит содержание предложения о качественных характеристиках объекта закупки, представленное в составе заявки участника Конкурса со следующим порядком присвоения баллов:
По Характеристике N 1:
- При наличии описания порядка регистрации заявок и назначении ответственного исполнителя присваивается 100 баллов по детализированному показателю;
- При отсутствии предложений по описанию порядка регистрации заявок и назначении ответственного исполнителя присваивается 0 баллов по детализированному показателю.
По Характеристике N 2:
- При наличии описания порядка контроля за исполнением заявок присваивается 100 баллов по детализированному показателю;
- При отсутствии предложений по описанию порядка контроля за исполнением заявок присваивается 0 баллов по детализированному показателю.
По Характеристике N 3:
- При наличии описания системы приема сервисных запросов и диспетчерского управления сервисными действиями с помощью автоматизированной системы Service Desk присваивается 100 баллов по детализированному показателю;
- При отсутствии предложений по описанию системы приема сервисных запросов и диспетчерского управления сервисными действиями с помощью автоматизированной системы Service Desk присваивается 0 баллов по детализированному показателю.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей, при этом первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктом 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 48 Закона о контрактной системе) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктом 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На заседании Комиссией установлено, что, согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе от 17.03.2022 NПРОI1, заявке Заявителя по Детализирующим показателям N 1-3 показателя N 1 Критерия N 1 присвоено 0 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при описании предлагаемых характеристик в соответствии с требованиями технического задания в составе заявки Заявителя представлены предложения не по всем видам работ, необходимых Заказчику, например:
- по Детализирующему показателю N 1:
1) Порядок регистрации заявок и назначение ответственного исполнителя не предусматривает использование СЭД в качестве указанного средства взаимодействия с заказчиками (в соответствии с техническим заданием используемые средства взаимодействия: Service Desk, E-mail, СЭД, телефон);
2) Порядок регистрации заявок и назначение ответственного исполнителя предусматривает время регистрации заявок с 08:30 до 20:00 (техническое задание устанавливает требование по круглосуточному режиму регистрации заявок).
- по Детализирующему показателю N 2:
Заявителем в разделе "Контроль за качеством исполнения заявок" не содержится указания на осуществление контроля путем ведения журнала учета полученных заявок и журнала учета оказанных услуг по форме, установленной техническим заданием.
- по Детализирующему показателю N 3:
отсутствует описание системы приема сервисных запросов с помощью автоматизированной системы Service Desk. Изложенные в Регламенте позиции представляют собою общие положения о порядке приема сервисных запросов и не учитывают необходимости использования для указанной процедуры автоматизированной системы Service Desk.
Комиссия исследовав заявку Заявителя, техническое задание, пояснения представителей Заказчика приходит к выводу, что решение Комиссия по осуществлению закупок в части применения порядка оценки по Детализирующим показателям N 1-3 показателя N 1 Критерия N 1, является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе, поскольку участником закупки в составе заявки представлены предложения без учета положений технического задания.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом оценена заявка Заявителя по Критерию N 2.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с пунктом "а" настоящего пункта:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ);
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (приложение N 4 к Извещению) Критерий N 2 содержит детализирующий показатель, в рамках которого оценке подлежат сведения о наличии у участника закупки специалистов с сертификатами, свидетельствами или иными подобными документами, подтверждающими квалификацию.
Пунктом 3.1.8. вышеуказанного порядка определен перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников (сертификаты, свидетельства или иные подобные документы).
Согласно части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На заседании Комиссией установлено, что, согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.03.2022 NПРОII1, заявке Заявителя по Критерию N 2 присвоено 0 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что представленные Заявителем в составе второй части заявки трудовые договоры, не являются подтверждением наличия у Заявителя специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе второй части заявке на участие в Конкурсе представлены следующие сведения:
- Трудовой договор N 20-01-59 от 01.12.2019;
- Трудовой договор N 20-01-70 от 10.10.2020;
- Трудовой договор N 20-01-88 от 01.12.2019;
- Трудовой договор N 20-01-55 от 09.11.2019;
- Трудовой договор N 20-01-73 от 28.01.2020;
- Трудовой договор N 20-01-81 от 15.06.2020;
- Трудовой договор N 20-01-63 от 15.12.2019;
- Трудовой договор N 20-01-65 от 15.12.2019.
Кроме того, статьей 66.1. ТК РФ установлено что работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
В соответствии со статьей 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
Кроме того, согласно статье 283 ТК РФ лицо, поступающее на работу по совместительству к другому работодателю, не предъявляет трудовую книжку в случае, если по основному месту работы работодатель ведет трудовую книжку на данного работника или если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформлялась. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии, а при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы.
На заседании Комиссии Заявитель указал, что представленные в составе второй части заявки договоры, являются трудовыми договорами по совместительству, а также указал на невозможность предоставления иных сведений о трудовой деятельности в силу положений действующего законодательства.
Вместе с тем Комиссия, исследовав представленные сведения, пояснения сторон, исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства, приходит к выводу что представленные Заявителем в составе второй части заявки трудовые договоры являются надлежащими сведениями о наличии у Заявителя соответствующих специалистов.
Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок, нарушают подпункт "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Зольд" обоснованной в части действий Комиссии по осуществлению закупок ненадлежащим образом оценившей заявку Заявителя по Критерию N 2.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 31.03.2022 по делу N 28/06/105-923/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 марта 2022 г. N 28/06/105-923/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022