Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Профессионал" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Заказчик), ГКУ Самарской области "Управление автомобильными дорогами Самарской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0842200002122000014) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен в извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки контрактов (договоров)" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
2) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлена обязанность подрядчика предоставлять Заказчику дополнительную информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта;
3) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не соблюдены требования Закона о контрактной системе об электронной приемке оказанных услуг;
4) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не указаны сроки выполнения работ и сроки действия контракта;
5) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлены сроки приемки выполненных работ;
6) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлено условие о направлении предписания об устранении недостатков посредством ЕИС;
7) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлено условие о начислении пени исходя из отдельного этапа исполнения контракта;
8) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении независимой гарантии;
9) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлен срок, по истечению которого Заказчик имеет право на бесспорное списание денежных средств по независимой гарантии;
10) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса установлены положения, указывающие на возможность заключения между участником закупки и Заказчиком соглашений, до заключения контракта;
11) Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Конкурса не установлено требование об обязательном банковском сопровождении контракта;
12) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса неправомерно установлен способ продления сроков исполнения контракта;
13) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса установлены требования о применении утративших силу нормативных документов;
14) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован лот при проведении Конкурса.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 31.03.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.04.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 10.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 943 725 642,60 рубля;
4) источник финансирования - бюджет Самарской области, КБК - 70604092050020390244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.03.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) по итогам рассмотрения 4 заявок, поданных участниками закупки на участие в Конкурсе, заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "Самаратрансстрой" с предложением о цене контракта в размере 1 943 725 642,60 руб.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения.
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленном в извещении о проведении Конкурса, в рамках Детализирующего показателя Критерия оценивается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов на выполнение работ, сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится закупка, за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, каждый из которых заключен на сумму не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
Изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что требования в рамках Детализирующего показателя Критерия к минимальной стоимости контрактов (договоров) предоставленных к оценке не соответствуют пункту 28 Положения и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлена обязанность подрядчика предоставлять Заказчику дополнительную информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должен содержать проект контракта.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее - Постановление N 775) установлен размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех исполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителей), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов от цены контракта: 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 943 725 642,60 рубля. Источник финансирования - бюджет Самарской области.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлена обязанность о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) дополнительной информации Заказчику предусмотренной Постановлением N 775.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не соблюдены требования Закона о контрактной системе об электронной приемке оказанных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе) в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктом 7.1 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлено следующее: "Формирование и подписание документов о приемке выполненных работ (далее - документ о приемке) обязательно в ЕИС в рамках исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур, в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не указаны сроки выполнения работ и сроки действия контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что срок выполнения работ согласно условиям контракта установлены в приложении N 3 к проекту контракта извещения о проведении Конкурса.
Кроме того, пунктом 17.8 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлены сроки приемки выполненных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с пунктом 7.6 проекта контракта извещения о проведении Конкурса приемка полностью законченных работ по настоящему Контракту, включая выполнение испытаний, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта извещения о проведении Конкурса отсутствуют условия о сроках осуществления Заказчиком, Уполномоченным органом приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлено условие о направлении Заказчиком предписания об устранении недостатков посредством ЕИС.
В соответствии с пунктом 6 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 или подпунктом "б" пункта 5 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе направляются автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с пунктом 6 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе таких документов о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Вместе с тем Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика об установлении в проекте контракта условий о направлении Заказчиком предписания об устранении недостатков посредством ЕИС.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктом 7.1 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлено следующее: "Формирование и подписание документов о приемке выполненных работ (далее - документ о приемке) обязательно в ЕИС в рамках исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур, в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса не установлено условие о начислении пени исходя из отдельного этапа исполнения контракта.
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 8.3 проекта контракта извещения о проведении Конкурса пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении независимой гарантии.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе внесены изменения, согласно которым заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, также в части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе слова "случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую" заменить словом "независимую", после слова "гаранта" дополнить словами "при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации", слово "пять" заменить словом "десять", слова "банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии" заменить словами "независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия".
Пунктом 11.11 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлено следующее: "Банковская гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта должна содержать условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии".
Пунктом 14.7 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлено следующее: "Гарантийные обязательства обеспечиваются предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Подрядчиком самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установившего вышеуказанное требование о возможности предоставления банковской гарантии вместо независимой гарантии нарушают часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлен срок, по истечению которого Заказчик имеет право на бесспорное списание денежных средств по независимой гарантии.
Частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.
Вместе с тем пунктами 11.11 и 12.6 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлены условия о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса установлены положения, указывающие на возможность заключения между участником закупки и Заказчиком соглашений, до заключения контракта.
Пунктом 17.1 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлено, что после подписания Контракта все предыдущие письменные и устные соглашения, переписка между сторонами, относящиеся к контракту, теряют силу.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пункт 17.1 включен в проект контракта извещения о проведении Конкурса в связи с тем, что участниками Конкурса могут быть поставщики (подрядчики, исполнители) от которых в адрес Заказчика поступили ценовые предложения при обосновании начальной (максимальной) цены контракта в адрес которых был направлен запрос от Заказчика при использовании метода сопоставимых рыночных цен.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
11. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Конкурса не установлено требование об обязательном банковском сопровождении контракта.
Частью 26 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Частью 1 Постановления Правительства Самарской области от 19.12.2014 N 800 "Об определении случае осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Самарской области" определено, что банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Самарской области осуществляется, в том числе в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд рублей.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 943 725 642,60 рубля.
Вместе с тем согласно информационной карте извещения о проведении Конкурса банковское сопровождение контракта не осуществляется.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 26 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта извещения о проведении Конкурса неправомерно установлен способ продления сроков исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом 13.3 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлено, что если, по мнению сторон, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что обстоятельства, предусмотренные пунктом 13.3 проекта контракта извещения о проведении Конкурса, не относятся к изменению и расторжению контракта, а описывают действия сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
13. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 6.2.7 проекта контракта извещения о проведении Конкурса установлены требования о применении утративших силу нормативных документов.
В соответствии с пунктом 6.2.7 проекта контракта извещения о проведении Конкурса Заказчик вправе выдавать подрядчику письменное предписание о полном или частичном прекращении работ по Контракту на период времени, которые считает необходимыми по причине:
- неисполнения в установленные сроки Подрядчиком ранее выданных предписаний;
- неблагоприятных погодных условий (СНиП 3.06.03-85).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что нормативный документ СНиП 3.06.03-85 не утратил силу, кроме того согласно информационной карте извещения о проведении Конкурса в случае указания в документах, входящих в состав извещения, на стандарты (ГОСТЫ, СНИП и т.д.), которые утратили силу на территории Российской Федерации, участнику закупки необходимо руководствоваться действующими стандартами, в том числе стандартами (ГОСТЫ, СНИП и т.д.), которыми были заменены ранее действующие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
14. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован лот.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом контракта является выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области.
В соответствии с приложением N 3 к проекту Контракта извещения о проведении Конкурса выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляется в 27 административных районах Самарской области. Срок выполнения работ в течение трех лет, а именно до 30.09.2024.
Комиссия приходит к выводу, что объединение в один лот выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в 27 административных районах ведет к отказу от участия в Конкурсе лиц, заинтересованных в выполнении работ на определенной дороге, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, что ограничивает конкуренцию, лишает лицо, заинтересованное в приобретении права на выполнение контракта по одному адресу выполнения работ по устройству горизонтальной дорожной разметки, путем формирования укрупненного лота.
В связи с чем, объединение в один лот выполнения работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, обладающих разным набором индивидуально-определенных свойств, расположенных в 27 административных районах Самарской области не является составной частью одной дороги и влечет за собой ограничение количества участников Конкурса.
Кроме того, формирование лота подобным образом исключает возможность участия в Конкурсе организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрено частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профессионал" обоснованной в части пунктов 1, 2, 5, 7, 8, 9, 11, 14 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 7, 13, 23, 26 статьи 34, пункта 11 части 1, части 2 статьи 42, частей 1, 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 04.04.2022 по делу N 28/06/105-854/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2022 г. N 28/06/105-854/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022