Резолютивная часть решения оглашена 30.03.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2022.
На основании статьи 99, статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России, Комиссия) в составе:
<_>
рассматривается обращение государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - заказчик), содержащие информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.10.2021 N 650 на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами (реестровый номер контракта 1482600297921000161), заключенного с ООО "Интра-Аудит" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0246100000121000177, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "Интра-Аудит" условий контракта.
На основании пункта 13 Правил N 1078, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проведения внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии представителя государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - <_> (по доверенности).
ООО "Интра-Аудит", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечило, мотивированных пояснений на обращение заказчика не представило.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что ООО "Интра-Аудит" не выполнены условия контракта, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России в порядке, установленном статьей 104 Закона о контактной системе, от заказчика 24.03.2022 поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Интра-Аудит" (далее по тексту также - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 04.10.2021 N 650 на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами (реестровый номер контракта 1482600297921000161), заключенного с ООО "Интра-Аудит" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0246100000121000177.
04.10.2021 заказчиком и подрядчиком заключен контракт на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами на верхние и нижние конечности (реестровый номер контракта 1482600297921000161) на сумму 27 470,80 руб. (далее - контракт; договор).
Согласно пункту 2.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Разделом 4 "Срок действия контракта и выполнения работ" контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 28.12.2021 включительно. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за нарушение условий контракта, допущенного в период срока его действия. Выполнение работ осуществляется в срок, не превышающий 35 (тридцать пять) календарных дней с даты получения реестра получателей, но не позднее 20.12.2021. Место выполнения работ - г. Липецк и Липецкая область, в том числе обслуживание инвалидов выездными бригадами на дому.
Установлено, что на момент рассмотрения обращения работы по обеспечению инвалидов туторами на верхние и нижние конечности, предусмотренные контрактом, ООО "Интра-Аудит" не выполнены.
Из представленных в материалы дела сведений и информации следует, что заказчик в адрес подрядчика неоднократно направлял реестры получателей изделий для выполнения работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий.
09.12.2021 заказчиком направлено подрядчику письмо, 23.12.2021 также направлена претензия с требованиями исполнить обязательства по Контракту в кратчайшие сроки.
13.12.2021 заказчику от подрядчика поступило письмо от 13.12.2021 N 266, в котором указано, что в связи с непредвиденным отказом от взаимодействия от соисполнителя, а также сложной эпидемиологической обстановкой возникли сложности в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями получателей. Также подрядчик в данном письме обязуется исполнить обязательства по контракту в ближайшее время.
Вместе с тем, сведения и документы о надлежащем исполнении контракта, либо о невозможности его исполнения заказчику не поступало, к исполнению контракта подрядчик не приступил.
Разделом 9 Контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
24.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В установленный срок (24.02.2022) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, направлено подрядчику по электронной почте и на адрес местонахождения подрядчика, указанные в контракте.
Датой расторжения контракта, с учетом требований статьи 95 Закона о контрактной системе, является 22.03.2022.
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно части 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно частям 1 - 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Более того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.
Подрядчик подавал заявку, им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках выполнения работ.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У подрядчика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не выполнил необходимые заказчику работы по контракту. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании пункта 13 Правил N 1078 имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь статьей 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами N 1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, следующие сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Интра-Аудит" и его генеральном директоре в связи с односторонним отказом государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от исполнения контракта от 04.10.2021 N 650 на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами (реестровый номер контракта 1482600297921000161):
- общество с ограниченной ответственностью "Интра-Аудит" (адрес: 600024, Владимирская область, г. Владимир, ул. Пугачева, д. 60А, помещение 3; ОГРН: 1173328001626; ИНН: 3327135964; КПП: 332701001),
- генеральный директор: <_> (ИНН <_>),
- идентификационный код закупки: 211482600297948240100100021340000323.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.03.2022 |
25.03.2022 |
24.03.2022 |
0 |
24.03.2022 |
31.03.2022 |
30.03.2022 |
0 |
04.04.2022 |
01.04.2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии __________ <_>
Заместитель председателя Комиссии: __________ <_>
Член Комиссии __________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 марта 2022 г. N РНП-48-40ф/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022