Резолютивная часть решения оглашена 30.03.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 31.03.2022.
На основании статьи 99, статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России, Комиссия)
рассматривается обращение государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.07.2021 N 463 на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами на верхние и нижние конечности (реестровый номер контракта 1482600297921000112), заключенного с ООО "Интра-Ортопедия" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0246100000121000098, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "Интра-Ортопедия" условий контракта.
На основании пункта 13 Правил N 1078, приказа Липецкого УФАС России от 28.03.2022 N 129 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии представителя государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - (по доверенности).
ООО "Интра-Ортопедия", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечило, мотивированных пояснений на обращение заказчика не представило.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 24.03.2022 от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Интра-Ортопедия" (далее по тексту также - подрядчик, общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 19.07.2021 N 463 на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами на верхние и нижние конечности (реестровый номер контракта 1482600297921000112), заключенного с ООО "Интра-Ортопедия" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0246100000121000098.
19.07.2021 между заказчиком и подрядчиком заключен контракт N 463 на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами на верхние и нижние конечности (реестровый номер контракта 0246100000121000098) (далее - контракт; договор).
В силу п. 2.1 контракта, подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта, а государственный заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Пунктом 4.1 контракта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 30.12.2021 включительно, а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Выполнение работ осуществляется в срок, не превышающий 35 (тридцать пять) календарных дней с даты получения реестра получателей, но не позднее 10.12.2021 включительно (пункт 4.3 контракта).
Согласно пункту 5.2.1 контракта государственный заказчик обязан предоставить подрядчику реестр получателей на изготовление протезно-ортопедического изделия для получателя, получившего направление.
В силу пункта 5.3.1 государственный заказчик имеет право требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
Разделом 5 определены обязанности подрядчика, в числе которых он обязан:
- выполнить работы по настоящему контракту и передать их результат непосредственно получателю в срок, предусмотренный техническим заданием, при представлении им паспорта и направления, выдаваемого государственным заказчиком;
- принять заказ на выполнение работ и передать их результат получателю;
- при выдаче результатов работ получателю оформить акт сдачи-приемки выполненных работ, который подписывается подрядчиком и получателем. Указанный акт оформляется в 3 (три) экземплярах, один из которых передается Государственному заказчику, один остается у подрядчика, один - у получателя.
При этом, датой выполнения работ по настоящему контракту является дата подписания подрядчиком и получателем акта сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно пункту 6.1 контракта результаты выполненных подрядчиком работ в полном объеме принимаются государственным заказчиком на основании акта о приемке исполненных обязательств.
Как установлено из представленных в материалы дела документов и информации, заказчик неоднократно направлял реестры получателей на изготовление протезно-ортопедических изделий по адресу электронной почты ООО "Интра-Ортопедия", указанной в контракте. Вместе с тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, работы по обеспечению инвалидов корсетами, предусмотренные контрактом, ООО "Интра-Ортопедия" не выполнены.
09.12.2021 заказчиком направлено подрядчику письмо о поступлении в адрес заказчика телефонных звонков от инвалидов с жалобами на отсутствие обеспечения протезно-ортопедическими изделиями. По состоянию на 09.12.2021 подрядчиком не выполнены работы по обеспечению инвалидов корсетами, в связи с чем, заказчик требует от подрядчика в кратчайшие сроки исполнить свои обязательства по контракту.
В своем письме от 13.12.2021 N 728 ООО "Интра-Ортопедия" на письмо заказчика от 09.12.2021 сообщает, что в связи с непредвиденным отказом от взаимодействия соисполнителя, а также сложной эпидемиологической обстановкой возникли сложности в обеспечении изделиями получателей. Так же подрядчик сообщил, что в ближайшее время его специалисты свяжутся с получателями и обеспечат получение или изделий.
20.12.2021 заказчиком направлена претензия с требованием исполнить обязательства по контракту в кратчайшие сроки, поскольку работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком не выполнены.
18.01.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (требование) об уплате штрафных санкций за неисполнение обязательств.
Как установлено, сведения и документы о надлежащем исполнении контракта, либо о невозможности его исполнения заказчику не поступали, к исполнению контракта подрядчик не приступил.
Согласно ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Существенным условием рассматриваемого контракта является срок выполнения работ.
В силу ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 5.3.7, разделом 9 контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
24.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата расторжения контракта 22.03.2022.
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что выполнение работ по контракту оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.
Подрядчик подавал заявку, им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках выполнения работ.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У подрядчика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не выполнил необходимые заказчику работы по контракту. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п.13 Правил имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года следующие сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Интра-Ортопедия" в связи с односторонним отказом государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" от 19.07.2021 N 463 на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами на верхние и нижние конечности (реестровый номер контракта 1482600297921000112), заключенного с ООО "Интра-Ортопедия" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0246100000121000098:
- общество с ограниченной ответственностью "Интра-Ортопедия" (адрес: 600022, Владимирская область, г. Владимир, ул. Ставровская, д. 4Б, помещение 16; ОГРН: 1173328012307; ИНН: 3327138161; КПП: 332701001),
- генеральный директор (учредитель): <_> (ИНН <_>).
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.03.2022 |
25.03.2022 |
24.03.2022 |
0 |
24.03.2022 |
31.03.2022 |
30.03.2022 |
0 |
04.04.2022 |
01.04.2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 марта 2022 г. N РНП-48-38ф/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022