Резолютивная часть решения оглашена 31.03.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 04.04.2022.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение ОГБУ "Трубетчинский психоневрологический интернат" (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта N171-Спецод-ЭА от 13.12.2021 на поставку спецодежды (реестровый номер 2480500184721000052), заключенного с индивидуальным предпринимателем _. по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200005921000031, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ИП _.. (далее также- поставщик) условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 29.03.2022 N133 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии представителя ОГБУ "Трубетчинский психоневрологический интернат": _. (по доверенности).
В адрес индивидуального предпринимателя _.. направлено уведомление о месте и времени проведения настоящей проверки.
Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что требуемые заказчику товары поставщиком поставлены не были. В связи с нарушением поставщиком сроков поставки товаров, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении поставщика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным индивидуальным предпринимателем _. письменным пояснениям, неисполнение обязательств по контракту возникло, в том числе, по причине отсутствия сырья (ткани) у поставщиков. При этом, намерений отказываться от исполнения контракта индивидуальный предприниматель не имеет.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 25.03.2022 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя _.. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N171-Спецод-ЭА от 13.12.2021 на поставку спецодежды (реестровый номер 2480500184721000052), заключенного с индивидуальным предпринимателем _.. по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200005921000031.
13.12.2021 между заказчиком и поставщиком заключен контракт N171-Спецод-ЭА на поставку спецодежды (реестровый номер 2480500184721000052) (далее -контракт).
В силу п.1.1 контракта, поставщик обязуется передать заказчику спецодежду в ассортименте, количестве, по ценам и в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации (приложение N1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар на условиях настоящего Контракта.
Как следует из спецификации (приложение N1 к контракту), к поставке заказчику требуется следующий товар:
N п/п |
Наименование и характеристика товара |
Ед-ца измер. товара |
Кол-во товара |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Костюм мужской медицинский состоящий из: - брюки на резинке прямые, комбинированные серый с белым, ткань смесовая, 65% полиэстера, 35% х/б, плотность 150 гр/м2. ВО. - Халат укороченный мужской, полуприлегающего силуэта с застежкой на пуговице с английским воротником, накладные боковые карманы (2шт.) и нагрудным карманом. Спинка со шпицей внизу, рукав длинный, ширина талии по спинке регулируется хлястиком.. Размеры: Рост 176 - 50 1шт Рост 176- 70 1шт Рост 170- 46 1шт |
шт |
3 |
2 |
Халат мужской медицинский - укороченный полуприлегающего силуэта с застежкой на пуговице, с английским воротником накладные боковые карманы (2шт.) и нагрудным карманом. Спинка со шлицей внизу, рукав длинный, ширина талии по спинке регулируется хлястиком, ткань смесовая, 65% полиэстера, 35% х/б, плотность 125 гр/м2. ВО. Размеры: Рост 176-50 1шт Рост 176-70 1шт Рост170-46 1шт |
шт |
3 |
3 |
Халат медицинский женский Полуприлегающего силуэта, с застежкой на молнии, с продольными рельефами, с отложным воротником, с накладными боковыми карманами, рукав 3/4. С отделочным кантом по воротнику, карманам и рукавам. Длинна халата до середины колена. Объем по талии регулируется хлястиком, ткань смесовая 65% полиэстера, 35% х/б, плотность 125 гр/м2. ВО. С отделочным кантом по воротнику, карманам и рукавам. Размеры: Рост 165-46 1шт Рост 165-75 1шт Рост 170-52 1шт Рост 165-70 1 шт Рост170-58 3 шт Рост 170-58 1шт Рост 170-56 3 шт Рост 170- 46 1шт Рост 170-54 1 шт Рост 170-52 1шт Рост 170-56 1шт |
шт |
15 |
4 |
Костюм медицинский женский: Костюм состоит из халата и брюк Халат полуприлегающего силуэта, с вертикальными рельефными швами по полочки и спинке, на молнии, длина халата до колен, с отложным воротником, с двумя боковыми карманами, рукав 3 четверти. Объем по талии регулируется хлястиком, ткань смесовая 65% полиэстера, 35% х/б, плотность 125 гр/м2. ВО. С отделочным кантом по воротнику, карманам и рукавам, цвет белый с розовым, , Размеры: Рост 165-46 1шт Рост 165-75 1шт Рост 170-52 1шт Рост 165-70 1 шт Рост170-58 3 шт Рост 170-58 1шт Рост 170-56 3 шт Рост 170- 46 1шт Рост 170-54 1 шт Рост 170-52 1шт Рост 170-56 1шт |
шт |
15 |
5 |
Костюм женский хирургический Блуза прямого покрова с V - образным вырезом горловины, на полочке один верхний и 2 нижних накладных кармана. Рукав короткий, отделочный кант по горловине, карманам и рукавам. Брюки прямого покроя, на резинке, ткань смесовая 65% полиэстера, 35% х/б, плотность 125 гр/м2. ВО, размер 52 - 2 шт. |
шт |
2 |
6 |
Костюм поварской куртка приталенным силуэтом с застежкой на молнии, на полочках рельефы, переходящие в карманы, с отделкой в виде канта, контрастного цвета, рукав короткий. Брюки свободного покроя на резинке. ткань смесовая 65% полиэстера, 35% х/б, плотность 125 гр/м2. ВО. Размер 46 - 1 шт. |
шт |
1 |
7 |
Сапоги болотные. Материал: резина цвет черный, имеют резинотканевую надставку, рифленую подошву с каблуком. Размер 44 - 2 пары. |
пар |
2 |
8 |
Куртка утепленная + брюки утепленные мужские. Брюки прямые с широким поясом. Передняя часть с накладными карманами. Пояс утепленный. Куртка прямого силуэта с центральной застежкой молния, ткань смесовая с ВО пропиткой. Состав 65% п/э, 35 % х/б, плотность 250 гр/м2 куртка твиловое плетение, утеплитель синтепон - плотность 250 гр/м2, подкладка 100% п/э. Размеры: Рост 182 - размер 48 1 шт, Рост 180 - размер 54 1шт. |
шт |
2 |
9 |
Куртка зимняя утепленная женская - цвет синий с васильковой отделкой. Материал основная : смесовая 77% п/э 23 % хлопок, плотность 210 гр/м2, ВО подкладка 100% полиэфир, утеплитель синтепон плотностью 360 гр/м2. Куртка с застежкой молния с капюшоном, пристегивающимся на молнию, воротником-стойкой, нагрудными карманами на молнии, прорезными карманами с "листочками", на правой подкладке нагрудный карман Размеры Рост 170 - размер 52 1шт; Рост 170 - размер 60 1шт Рост 170 - размер 58 3шт; Рост 170 - размер 64 1шт; |
шт |
6 |
10 |
Сапоги резиновые мужские Цвет черный, материал верх - резина, бесподкладные, подошва резина. Размер 43-2 пары, 42-1 пара, высота 38. |
пар |
3 |
11 |
Сапоги резиновые женские. Цвет оливковый, материал верх - резина, бесподкладные, подошва резина высота 38, размер 39 - 1 пара. размер 40-1пара |
пар |
2 |
12 |
Куртка утепленная. Куртка утепленная мужская камуфлированная с центральной застежкой молнии и ветрозащитным клапаном на кнопках. На полочках верхние накладные и нижние прорезные карманы. Низ куртки на резинке. Куртка со съемным меховым воротником. Ткань оксфорд, состав 100% п/э, утеплитель синтепон, плотность 300 гр/м2, подкладка 100% п/э. Размеры: Рост 180 - размер 60 2шт; Рост 180 - размер 50 1шт; Рост 176 - размер 52 1шт; Рост 170 - размер 52 1шт; Рост 170 - размер 54 1 шт; Рост 170 - размер 56 1 шт. Рост 180- размер 54 3 шт Рост 180- размер 50 1шт |
шт |
11 |
13 |
Сапоги утепленные женские. Верх - водоотталкивающий материал ПВХ, продублированный поролоном, утеплитель - искусственный мех, подошва морозостойкая. Размер жен.: 40-3пары, 39-1пары,37-1 пара Размер муж.: 44-2 пары,43-1пара |
пар |
8 |
14 |
Фартук х/б женский Фартук с накладными карманами. Длина верхней бретели регулируется липучкой, по линии талии завязки, ткань смесовая, цвет темно-синий. Состав 65% п/э, 35% х/б, плотность 200 гр./м2 Размер 50-2шт, 48-2шт, 52-2шт |
шт |
6 |
15 |
Фартук мужской, цвет черный. Фартук с накладными карманами. Длина верхней бретели регулируется липучкой, по линии талии завязки, ткань смесовая. Состав 65% п/э, 35% х/б, плотность 200 гр./м2 54-4шт. |
шт |
4 |
16 |
Тапочки женские без задника, цвет синий , материал верх - вельвет, подошва ПВХ. Размер 36-1пара, 41-1пара, 38-1пара, 39-4пары, 40-2пары |
пар |
9 |
17 |
Костюм х/б мужской Куртка укороченная с центральной потайной застежкой молния и на липучку вверху и внизу. Фигурные клапаны нагрудных карманов и манжеты рукавов фиксируются липучкой, боковые карманы - , с наклонным входом. Брюки прямые с накладными карманами. Ткань смесовая с ВО пропиткой. Состав 65% п/э, 35% х/б, плотность 240 гр./м2 Размеры: Рост 180 - размер 60 2шт; Рост 176 - размер 52 1 шт; Рост 180 - размер 54 3шт; Рост 184 - размер 50 1шт; Рост 170 - размер 56 3шт; Рост 170 - размер 54 1 шт; Рост 170 - размер 52 1шт; Рост 180 - размер 50 2шт; |
шт |
14 |
18 |
Жилет сигнальный универсальный из яркой ткани с центральной застежкой на липучку с четырьмя широкими светоотражающими полосами. Ткань нейлон 100% п/э, цвет оранжевый. 5 штук. |
шт |
5 |
19 |
Тапочки сабо женские Цвет белый, верх - искусственная кожа. Наличие ремешка, чтобы зафиксировать обувь на ноге, развитый рисунок подошвы, препятствующий скольжению. Размеры 35-1, 38-9, 37-7, 39-13, 40-3, 41-3, 42-1, 36-4 |
пар |
41 |
20 |
Тапочки кожаные сабо (мужские) Цвет белый, наличие ремешка, чтобы зафиксировать обувь на ноге, впитывающие гигиенические стелька и подкладка, развитый рисунок подошвы, препятствующий скольжению. Размер 40-1, 41-7, 42-3, 43-8, 44-2, 45-3 |
пар |
24 |
21 |
Галоши женские резиновые Размер 36-5, 37-5, 38-9, 39-10, 40-4, 41-6, 42-1, 35-1 |
пар |
41 |
22 |
Сабо женские Цвет белый, кожа натуральная, наличие ремешка, чтобы зафиксировать обувь на ноге, впитывающие гигиенические стелька и подкладка Размер 36-2, 37-3, 38-6 39-4, 40-9, 41-5, 42-1 |
пар |
30 |
23 |
Халаты женские Цвет василёк, классическая модель с нагрудным и двумя нижними карманами накладными, отложным воротником и длинными рукавами. Ширина по линии талии регулируется хлястиком. Халат с застежкой на молнии, ткань смесовая. Состав 65% п/э, 35% х/б, плотность 125 гр/м2 Размеры: Рост 170 - 60размер 5шт; Рост 170 - 50размер 3шт; Рост 170 - 54размер 2шт; Рост 170 - размер 70 1шт; Рост 180 - размер 80 2шт; Рост 170 - размер 48 3шт; Рост 165 - размер 50 1шт; Рост 165- размер 60 1шт; Рост 160 - размер 46 2шт; Рост 170 - размер 56 2шт; Рост 170 - размер 58 2шт; Рост 170 - размер 50 2шт; Рост 180- размер 50 1шт; Рост 165 - 48размер 1шт; Рост 170 - 46 размер 1шт; Рост 176- 68 размер 1шт; Рост 170 - размер 66 1шт; Рост 160 - размер 60 3шт; Рост 160- размер 46 1шт; Рост 170 - размер 52 1шт; Рост 180 - размер 70 1шт; Рост 170- размер 64 1шт |
шт |
38 |
24 |
Колпак Колпак универсальный, сзади на резинке, ткань смесовая. Состав 65% п/э, 35% х/б, плотность 125 гр/м2, цвет белый |
шт |
100 |
25 |
Фартук женский поварской Фартук сарафан с большим накладным карманом с зональным делением, кант по краям фартука и аппликация, фартук по линии талии с застежкой на молнии. Ткань нейлон, состав 100% полиэфир, плотность 100 гр/м2 Размер 46-2, 48-1. 52-2 |
шт |
5 |
26 |
Костюм универсальный на молнии (женский) Куртка с застежкой молнией и накладными карманами, ширина по линии талии регулируется хлястиком, разрезы по бокам. Брюки свободного покроя на резинке. Состав 65% п/э, 35% х/б, плотность 125 гр/м2. ГОСТ - 9897-88 Цвет василек. Размеры: Рост 165 - 60 размер 1шт; Рост 165 - 50 размер 3 шт; Рост 170 - 66 размер 2шт; Рост 170 - размер 48 4шт; Рост 170 - размер 54 5 шт; Рост 170 - размер 52 2 шт; Рост 170 - размер 50 2шт;; Рост 170 - размер 70 1 шт; Рост 170 - размер 46 3 шт; Рост 170 - размер 62 1 шт; Цвет терракот. Размеры: Рост 180 - 70 размер 1шт; Рост 165 - 56 размер 1 шт; Рост 165 - 48 размер 1шт; Рост 165 - размер 46 2 шт; Рост 170- размер 60 5 шт; |
шт |
34 |
Согласно п.3.1 контракта, товар должен быть поставлен в срок до 23 декабря 2021 года с даты заключения контракта в рабочие дни (понедельник-пятница), с 08.00 до 14.00 одной партией, по адресу: Липецкая область, Добровский район, с.Трубетчино, ул.Лесная, д.1, склад заказчика. Поставщик должен согласовать дату и время поставки товара с Заказчиком.
К обязанностям поставщика согласно п.5.1.1 -5.1.4 контракта отнесено:
- Поставщик обязан согласовать с заказчиком дату и время поставки каждой партии товара.
- Предоставить образцы товара перед поставкой для согласования с заказчиком
- Доставить товар Заказчику собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузочно-разгрузочных работ осуществить собственными средствами или за свой счет.
- При поставке товара передать Заказчику товарную накладную (товарно-транспортную накладную), счет, счет-фактуру (в зависимости от применяемой системы налогообложения), акт приема-передачи товара, оригиналы или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к такому товару.
Кроме того, согласно п.6.1-6.5 контракта:
- Приемка товара осуществляется Заказчиком путем подписания акта приема-передачи товара.
- Акт приема-передачи товара предоставляется Поставщиком единовременно с товаром.
- Акт приема-передачи товара подписывается Заказчиком в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы.
- Экспертиза товара может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, за исключением случаев, когда привлечение экспертов, экспертных организаций является обязательным.
- Экспертиза своими силами проводится Заказчиком в течение 5 рабочих дней по факту поставки товара и предоставления Поставщиком акта приема-передачи товара.
Как установлено, в срок до 23 декабря 2021 года, требуемый заказчику товар поставщиком поставлен не был. Тем самым, поставщиком был нарушен срок поставки товара.
29.12.2021 и 04.02.2022 заказчиком по почтовому адресу поставщика были направлены претензии с требованием осуществить поставку товара в срок до 19.01. и до 14.02.2022, соответственно.
Как установлено, в сроки, указанные в претензиях, требуемый заказчику товар поставщиком также поставлен не был. Доказательств обратного в материалы проверки не представлено.
Таким образом, материалами проверки подтверждается факт неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товара.
18.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неисполнением поставщиком обязательств в установленный контрактом срок.
Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч.2 ст.523 ГК РФ).
Пункт 5.3.1. контракта предусматривает право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Более того, в соответствии с п.11.2. контракта, контракт предусматривает возможность одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно сведений, размещенных в реестре контрактов единой информационной системы, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и контракт расторгнут 21.02.2022.
В тоже время, необходимо отметить, что в соответствии с ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, основанием для проведения внеплановой проверки является рассмотрение обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что также предусмотрено п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
А согласно подпункту "а" п.13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" п.9 и п.п. "г" п.10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
- рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Федерального закона, при этом:
- проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с ч.2 ст.99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
Так, при проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
В связи с признанием утратившей силу с 1 января 2022 года ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, регулирование порядка принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта установлено Федеральным законом от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- ФЗ от 02.07.2021 N360-ФЗ).
При этом, в силу п.п.1 п.6 ст.8 ФЗ от 02.07.2021 N360-ФЗ, с 1 января до 1 июля 2022 года: положения ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются.
В тоже время, порядок принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта установлен п.п.3 п.6 ст.8 ФЗ от 02.07.2021 N360-ФЗ.
Так, данной нормой Закона предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч.12 ст.93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч.12.2 ст.95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
При этом, ч.12.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст.93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч.12 ст.93 настоящего Федерального закона), ст.111 (в случае определения в соответствии с ч.1 ст.111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст.111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
А согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое заказчиком 18.02.2022, направлено поставщику по почте, по адресу, указанному в контракте.
Между тем, информация о получении поставщиком решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по почтовому адресу, у заказчика отсутствует.
При этом установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с требованиями п.п.3 п.6 ст.8 ФЗ от 02.07.2021 N360-ФЗ, не было размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, документов, подтверждающих надлежащее уведомление заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в материалы проверки не представлено.
Вместе с тем, установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru в разделе: "информация об исполнении (о расторжении) контракта" 22.02.2022, как вступившее в силу.
Однако, при условии отсутствия даты надлежащего уведомления поставщика о принятии заказчиком вышеуказанного решения, сведения о расторжении контракта 22.02.2022 размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, неправомерно.
В связи с вышеизложенным, в рассматриваемом случае нарушен порядок, установленный п.п.3 п.6 ст.8 ФЗ от 02.07.2021 N360-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что контракт не может считаться расторгнутым, поскольку заказчиком не выполнены требования п.п.3 п.6 ст.8 ФЗ от 02.07.2021 N360-ФЗ, а именно: не обеспечено надлежащее уведомление поставщика о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. А, следовательно, информация о расторжении контракта размещена 22.02.2022 заказчиком в единой информационной системе без учета требований ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N171-Спецод-ЭА на поставку спецодежды, датированное 18.02.2022, не вступило в законную силу и, следовательно, в силу положений ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, данный контракт не может считаться расторгнутым.
Подпунктом "б" п.13 Правил предусмотрено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, в силу п.15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, из п.15 Правил, в том числе, следует, что нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к размещению в единой информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, влечет отказ во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с вышеизложенным, учитывая допущенное заказчиком нарушение ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, сведения об индивидуальном предпринимателе Мухине М.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе _. (адрес местонахождения: _.).
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 31 марта 2022 г. N РНП-48-41с/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022