Резолютивная часть решения оглашена 01.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 04.04.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
<_>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя областного казенного учреждения Липецкий областной противотуберкулезный санаторий "Лесная сказка" - <_> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 22 - ЭА - 40: Работы по монтажу ограждения ОКУ ЛОПС "Лесная сказка" (реестровый номер 0346200012322000042) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России N 132 от 29.03.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (заказчик - областное казенное учреждение Липецкий областной противотуберкулезный санаторий "Лесная сказка" (далее - заказчик)).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Рассмотрение жалобы было назначено на 31.03.2022 в 10:40. Однако, в связи с необходимостью получения от заказчика дополнительных пояснений, в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы объявлен перерыв до 09:00 час. 01.04.2022.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации";
2) в извещении об осуществлении закупки, сформированном с использованием единой информационной системы (далее также - ЕИС), и в извещении, прикрепленном в виде отдельного документа, допущено разночтение в части требования к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) в проекте контракта неверно установлен срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Заказчик представил затребованные документы, а также письменное мнение на жалобу.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в ЕИС.
1. Рассмотрев довод жалобы об отсутствии дополнительных требований к участникам закупки в части наличия опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Объектом закупки являются работы по монтажу ограждения областного казенного учреждения Липецкий областной противотуберкулезный санаторий "Лесная сказка" (адрес: Липецкая обл., г. Липецк, пос. Туберкулезный санаторий Лесная сказка).
Согласно сметному расчету (приложение к извещению о проведении электронного аукциона) объект закупки включает, в том числе выполнение таких работ, как установка металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание; устройство заграждений из готовых металлических решетчатых панелей: высотой до 2 м.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 150 000,40 руб.
В силу части 10.2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 38 статьи 1 ГрК РФ к элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" к элементам благоустройства отнесены, в том числе ограждения, ограждающие устройства, ограждающие элементы, придорожные экраны.
В соответствии с пунктом 8.12 указанного приказа устройство ограждения при благоустройстве территорий рекомендуется предусматривать в качестве дополнительного элемента благоустройства, основной целью установки которого рекомендуется рассматривать обеспечение безопасности граждан.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2019 N 1019 утверждены Правила благоустройства территорий города Липецка. Данные правила регулируют, в том числе вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений
С учетом вышеизложенного, ограждение является элементом благоустройства территории областного казенного учреждения Липецкий областной противотуберкулезный санаторий "Лесная сказка".
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее -Постановление N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно пункту 9 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом соответствие участника дополнительному требованию подтверждается следующими документами:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Следовательно, учитывая объект закупки и размер начальной (максимальной) цены контракта, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571.
Однако, в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном с использованием ЕИС, и печатном извещении установлены противоречивые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, сформированного с использованием ЕИС, заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом заказчиком в ЕИС размещен электронный документ "Извещение об осуществлении закупки N 22-ЭА-40", в котором установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе, в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
С учетом изложенного, поскольку установление требований к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе является правом заказчика, соответственно, отсутствие такого требования в извещении о проведении закупки, которым по требованиям закона является исключительно извещение, сформированное с использованием ЕИС, не может расцениваться как нарушение Закона о контрактной системе.
3. Рассмотрев довод жалобы о том, что в проекте контракта неверно установлен срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе, проект контракта.
Согласно части 27 статьи 34 Закон о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 9.4 проекта контракта денежные средства, внесенные подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется подрядчиком), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, возвращаются подрядчику в течение 30 дней после подписания заказчиком документа о приемке.
Таким образом, в проекте контракта установлен срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствующий требованиям части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, что соответственно является нарушением пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения статьи 42 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 22-ЭА-40: Работы по монтажу ограждения ОКУ ЛОПС "Лесная сказка" (реестровый номер 0346200012322000042) обоснованной в части доводов 1 и 3.
2. В действиях заказчика установлены нарушения части 1, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушениях Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 апреля 2022 г. N 048/06/105-317/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022