Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- МКУ "Центр компетенций в сфере муниципальных закупок" - __
- индивидуального предпринимателя _.. - _... (по доверенности),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя _... на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку светового оборудования (реестровый номер 0846600002222000052) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N134 от 29.03.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя _.. (далее- заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (уполномоченное учреждение - МКУ "Центр компетенций в сфере муниципальных закупок", заказчик - МБУК "Дом культуры железнодорожников").
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заказчик, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представитель заявителя по доводам жалобы указал, что описание объекта закупки сформировано таким образом, что под него подходит только товар единственного производителя, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Кроме того, в описании объекта закупки отсутствуют требования к монтажным работам и материалам. Также, извещение содержит ненадлежащие сведения о необходимости осуществления пуско-наладки акустических систем.
Представитель уполномоченного учреждения не согласен с доводами жалобы заявителя, представил письменные возражения по доводам жалобы.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку светового оборудования (реестровый номер 0846600002222000052) и приложения к нему.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 840 000,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 21.03.2022 16:07,
Дата и время окончания срока подачи заявок - 29.03.2022 08:00,
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 29.03.2022,
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 31.03.2022.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст.3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно п.1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
А в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчику в рамках данных положений Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности в световом оборудовании. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика и равного доступа к участию в торгах.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Кроме того, также следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является поставка светового оборудования.
Как установлено, извещение о проведении электронного аукциона содержит электронный документ: описание объекта закупки.
При этом установлено, что данное описание объекта закупки содержит требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара.
Согласно пояснений представителя заявителя, заказчиком допущено нарушение ст.33 Закона о контрактной системе. А именно: заказчик разместил закупку на поставку светового оборудования, при этом, описание объекта закупки содержит требования, под которые подходит оборудование одного производителя (Anzhee), что ограничивает количество участников закупки. При этом, отсутствует возможность предложить эквивалентный товар, соответствующий основным требуемым характеристикам. Также, заказчик в описании объекта закупки не установил требования к монтажным работам (отсутствует проектно-сметная документация, отсутствует монтажная схема), монтажным материалам (отсутствуют качественные и количественные характеристики монтажных материалов). Кроме того, объектом закупки является поставка светового оборудования, а заказчик неправомерно указывает на необходимость осуществления пуско-наладки акустических систем.
Как было установлено на рассмотрении жалобы и следует из пояснений представителя уполномоченного учреждения, в описании объекта закупки определены параметры и характеристики товара в наибольшей степени удовлетворяющие потребности заказчика с учетом сферы его деятельности. Закупка проводится по кодам ОКПД2, указанным в извещении, в связи с отсутствием позиций в КТРУ. Более того, при подготовке к размещению закупки заказчиком проводилось исследование рынка на предмет выявления имеющихся на рынке товаров и установления перечня необходимых характеристик и требований для описания объекта закупки. В результате данного исследования рынка заказчиком было установлено, что товар с требуемыми характеристиками, удовлетворяющими потребности заказчика, имеется как минимум у двух производителей: Anzhee и KeyLight.
Доказательств обратного представителем заявителя представлено не было.
Также установлено, что поскольку рассматриваемая закупка не содержит требований к строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, а предметом закупки является поставка и установка светового оборудования, размещение проектно-сметной документации не требуется. Кроме того, информация о качественных и количественных характеристиках материалов, необходимых для монтажа оборудования, указана в описании объекта закупки. А на сайте ЕИС в разделе: "разъяснения положений извещения о проведении закупки" была размещена структурная схема расположения светового оборудования.
Доказательств обратного представителем заявителя не представлено.
Таким образом, довод представителя заявителя об отсутствии монтажной схемы и об отсутствии в описании объекта закупки качественных и количественных характеристик монтажных материалов, не нашел своего подтверждения.
Более того, из пояснений представителя уполномоченного учреждения и представленных им документов установлено, что в рамках данной закупки необходимо осуществить пуско-наладку светового оборудования, поскольку объектом данной закупки является закупка светового оборудования, а не акустических систем. Указание в описании объекта закупки на необходимость осуществления пуско-наладки акустических систем является технической опечаткой, так как ранее уполномоченным учреждением закупался товар - акустические системы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика, уполномоченного учреждения отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе в части правомерности установления требований к описанию объекта закупки.
Факт установления требований к описанию объекта закупки, под которое подходит оборудование одного производителя (Anzhee), что ограничивает количество участников закупки, в ходе рассмотрения жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
Доказательств обратного представителем заявителя не представлено.
Руководствуясь ст.ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя _.. на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку светового оборудования (реестровый номер 0846600002222000052) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 4 апреля 2022 г. N 048/06/105-332/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022