Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей ООО "Энергострой" <_>, доверенность от 28.03.2022 N 4, <_>, доверенность от 28.03.2022 N 2, <_>, доверенность от 28.03.2022 N 3, представителя ООО "СМП-10" <_>, доверенность от 21.03.2022 N 2, представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <_>, доверенность от 11.01.2022, представителя ООО "СК Олимп" <_>, доверенность от 23.12.2021, в отсутствие представителя Комитета по управлению муниципальным хозяйством, заявившего ходатайство о рассмотрении жалоб в его отсутствие,
рассмотрев жалобу ООО "Энергострой" (вх. от 22.03.2022 N 1843), ООО "СМП-10" (вх. от 23.03.2022 N 1889) на действия конкурсной комиссии заказчика - Комитета по управлению муниципальным хозяйством (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству водовода для комплексного жилищного строительства микрорайона Черемшанский с. Турунтаево, Прибайкальского района Республики Бурятия, с реестровым номером - 0102200001622000808 (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявители считают, что конкурсная комиссия неправомерно приняла решение о несоответствии их заявки требованиям закона и извещения об осуществлении закупки.
Заявка ООО "Энергострой" признана несоответствующей по основанию несоответствия назависимой гарантии требованию, предусмотренному частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Заявка ООО "СМП-10" - по основанию несоответствия назависимой гарантии требованию, предусмотренному частью 2 статьи 45 настоящего закона.
ООО "Энергострой" указывает, что в представленной независимой гарантии все необходимые условия содержатся, закреплено следующее требование "права заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке" в абзаце 1 страницы 2 гарантии.
ООО "СМП-10" также указывает, что все необходимые условия в независимой гарантии содержались, была предусмотрена сумма гарантии в размере 1 133 364 рублей, и эта сумма неизменна и выплачивается в предусмотренных ФЗ N 44-ФЗ случаях, связанных с участием в данной закупке. В 2021-2022 гг. ни одна заявка ООО "СМП-10", в том числе на электронной площадке РТС тендер не была признана несоответствующей требованиям документации о закупке. Кроме того, указывает, что в решении отсутствует оценка всех остальных документов, приобщенных участниками в составе вторых частей заявок.
Просят приостановить закупку и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Уполномоченный орган с доводом жалоб не согласился, считает, что в действиях конкурсной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе, представлены письменные возражения на жалобы. На заседании Комиссии Уполномоченный орган поддержал доводы, изложенные в письменной форме, просит признать жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
01.03.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса N 0102200001622000808. Начальная (максимальная) цена контракта - 113 336 409,00 рублей.
На участие в Конкурсе подано 3 заявки, из них 2 заявки с N 111530084 (ООО "Энергострой") и N 111529710 (ООО "СМП-10") признаны несоответствующими требованиям Закона и извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 21.03.2022 заявка с идентификационным номером заявки 111530084 - ООО "Энергострой" признана несоответствующей требованиям Закона и извещению об осуществлении закупки, на основании п.7 ч.12 ст.48 Закона, заявка признается несоответствующей требованиям положений Закона, извещения об осуществлении закупки в связи с основанием для отказа в принятии независимой гарантии (п. 2 ч.6 ст.45 Закона: несоответствие независимой гарантии требованию, предусмотренному ч. 8.2 ст. 45 Закона). Разъяснение: Согласно ч.8.2 ст. 45 Закона, абз. 3 п. "а" Дополнительных требований к независимой гарантии, используемой для целей Закона, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005, Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом и инструкции по ее заполнению (Условия независимой гарантии для целей обеспечения заявки), в независимой гарантии обязательно должно быть закреплено: "права заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке)". В представленной участником независимой гарантии данное условие отсутствует.
Заявка с идентификационным номером заявки 111529710 - ООО "СМП-10" признана несоответствующей требованиям Закона и извещению об осуществлении закупки, на основании п.7 ч.12 ст.48 Закона, заявка признается несоответствующей требованиям положений Закона, извещения об осуществлении закупки в связи с основанием для отказа в принятии независимой гарантии (п. 2 ч.6 ст.45 Закона: несоответствие независимой гарантии требованию, предусмотренному ч. 2 ст. 45). Разъяснение: Согласно п. 1 ч.2 ст. 45 Закона, Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом и инструкции по ее заполнению (Условия независимой гарантии для целей обеспечения заявки), независимая гарантия должна содержать: сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Закона случаях. В представленной участником независимой гарантии данное условие отсутствует.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в следующих размерах:
1) если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает двадцать миллионов рублей, - от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта;
2) если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает двадцать миллионов рублей, - от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (ч. 2 ст. 44 закона).
В извещении установлен размер обеспечения заявки - 1 133 364,09 рублей. К извещению об осуществлении закупки отдельным файлом приложен документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом и инструкция по ее заполнению", содержащий порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств.
Подпунктом а) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 7 части 12 статьи 48 настоящего закона при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 6 ст. 45 закона).
Частью 8.2 статьи 45 закона предусмотрено, что дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О НЕЗАВИСИМЫХ ГАРАНТИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД" установлено, что независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", лица, имеющего право действовать от имени гаранта, на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом следующих требований:
а) обязательное закрепление в независимой гарантии, в том числе
права заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 7 части 10 статьи 44 закона оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев: включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.
Изучив заявку ООО "Энергострой", Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что участником представлена независимая гарантия от 16.03.2022 N ВБЦ-760803, выданная АО "Дальневосточный банк".
Комиссией установлено, что указанная независимая гарантия содержит следующие положения:
Сумма гарантии - 1 133 364,09 рублей.
"Обстоятельство Гаранта по выплате денежной суммы или ее части по настоящей Гарантии наступает в случае наступления обстоятельства, указанного в части 15 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". "Бенефициар в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств, обеспеченных Гарантией, вправе представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа об уплате денежной суммы по Гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке".
Проанализировав содержание независимой гарантии, Комиссия пришла к выводу, что Бенефициар имеет право направить Гаранту Требование, а Гарант - имеет обязанность выплатить Сумму гарантии только в вышеперечисленных случаях.
Иных случаев (обстоятельств), при которых Бенефициары имеют право направить соответствующее требование Гаранту, а также обязанности Гаранта выплатить необходимую сумму гарантии по требованию Бенефициара независимой гарантией не предусмотрено.
Учитывая указанный в независимой гарантии "закрытый" перечень обстоятельств, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии (не содержат условие о праве заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), Комиссия считает, что конкурсная комиссия приняла правомерное решение об отклонении заявки ООО "Энергострой" по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Следовательно, довод заявителя признается необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 45 Закона независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия.
В части 15 статьи 44 закона установлено, что если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:
1) оператор электронной площадки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;
2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.
В случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки (ч. 13 ст. 44 закона).
Изучив заявку ООО "СМП-10", Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что участником представлена независимая гарантия от 04.03.2022 N 27059-20КЭБГ/0008, выданная АО "КИВИ Банк".
Комиссией установлено, что указанная независимая гарантия содержит следующие положения:
Сумма гарантии - 1 133 364,09 рублей.
"п.2 Обстоятельствами, при наступлении которых Бенефициар имеет право направить Гаранту Требование об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии (далее - Требование), а Гарантом выплачивается Сумма Гарантии, являются уклонение или отказ Принципала заключить Контракт"
Проанализировав содержание независимой гарантии Комиссия пришла к выводу, что Бенефициар имеет право направить Гаранту Требование, а Гарант - имеет обязанность выплатить Сумму гарантии только в вышеперечисленных случаях, отсутствует обстоятельство, предусмотренное частью 15 статьи 44 Закона, при которых Бенефициар имеет право направить Гаранту требование об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии.
Таким образом, конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "СМП-10", следовательно, довод заявителя признается несостоятельным.
Довод заявителя относительно того, что в решении отсутствует оценка всех остальных документов, приобщенных участниками в составе вторых частей заявок, также признан необоснованным, так как заявки отклонены при процедуре рассмотрения заявок и не оценивались.
Если заявитель полагает, что комиссия при процедуре рассмотрения заявок должна давать оценку всем представленным в составе заявки документам, данное мнение является ошибочным, и такая обязанность отсутствует в законе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Энергострой" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СМП-10" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 29 марта 2022 г. N 003/06/48-198/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022