Резолютивная часть объявлена 30 марта 2022 г. Изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
||
<_> |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Центр закупок и контроля" (далее - ООО "ЦЗК") |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
<_> |
||
Заказчик |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
<_> |
||
Уполномоченный орган |
Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного органа |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0144300004022000042 |
||
Объект закупки |
Выполнение работ по осуществлению строительного контроля при реализации концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в Центральном и Железнодорожном округах города Курска за период 2022 года |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
3 100 748 руб. 21 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
16.03.2022 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
24.03.2022 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
2 (две) с идентификационными номерами заявок: А-30777, А-30737 |
||
Количество допущенных заявок на участие в закупке (при наличии) |
2 (две) с идентификационными номерами заявок: А-30777, А-30737 |
||
Количество заявок, которым отказано в допуске к участию в закупке (при наличии) |
- |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
2 (две) с идентификационными номерами заявок: А-30777, А-30737 |
||
Количество заявок, признанных несоответствующими установленным требованиям (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/9938702988, на заседании велась аудиозапись.
Доводы жалобы:
- Заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...") установлено неправомерное требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации на право осуществлять подготовку проектной документации.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- уполномоченный орган в письменном объяснении, представленном в материалы дела (вх. N1491 от 29.03.2022), с доводом жалобы согласился, указал, что при определении содержания извещения об осуществлении закупки была допущена техническая ошибка;
- представители заказчика с доводом жалобы также согласились, указали, что при определении содержания извещения об осуществлении закупки была допущена техническая ошибка.
В ходе рассмотрения жалобы, по результатам ее рассмотрения и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", п.3.30 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Согласно подпункту "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе...", для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч.1 ст. 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 ч. 6 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" п. 1 ч. 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно извещению об осуществлении закупки N0144300004022000042, объектом закупки является - "Выполнение работ по осуществлению строительного контроля при реализации концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в Центральном и Железнодорожном округах города Курска за период 2022 года".
Частью 1 ст. 53 Грк РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом, из совокупности указанных норм следует, что при выполнении функций строительного контроля участник закупки в силу требований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, а не в области архитектурно-строительного проектирования, что подтверждается сложившейся практикой ФАС России (решение по делу N28/06/105-705/2021 от 23.09.2021; решение по делу N 21/44/105/445 от 16.04.2021).
Данная правовая позиция также подтверждается письмом Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02.
Вместе с тем, как подтверждается материалами дела, извещение об осуществлении закупки N0144300004022000042 содержит следующее требование: "Участник в составе заявки на участие в аукционе, с целью подтверждения соответствия вышеуказанным требованиям предоставляет следующие документы (или их копии):
документы или копии документов, подтверждающие соответствие:
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
выписку из реестра членов саморегулируемых организаций, согласно Приказа Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2019 N 54313)
осуществлять подготовку проектной документации".
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки N0144300004022000042 установлено неправомерное требование к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации на право осуществлять подготовку проектной документации (выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования), в то время как следовало установить требование о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в извещении об осуществлении закупки требование к участникам закупки о предоставлении выписок из реестра членов саморегулируемой организации на право осуществлять подготовку проектной документации, нарушают положения ч.3 ст. 7, п. 1 ч.1 ст. 31, п.12 ч.1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...".
При таких обстоятельствах довод жалобы является обоснованным.
Согласно протоколу подведения итогов от 24.03.2022 г., на участие в закупке было подано 2 (две) заявки с идентификационными номерами: А-30777, А-30737. Все заявки были допущены к участию, и признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки. Победителем закупки N0144300004022000042 был признан участник с идентификационным номером заявки А-30777.
Как подтверждается материалами дела, участник закупки с идентификационным номером заявки А-30777 не представил выписку из реестра членов саморегулируемой организации ни в области архитектурно-строительного проектирования, ни в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Иных документов и сведений, указывающих на то, что данному участнику закупки членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования или в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется, оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке в составе документов заказчику представлено не было.
Участником закупки с идентификационным номером заявки А-30737 в составе заявки на участие в закупке была представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства N2657 от 23.03.2022 г. (Ассоциация "СРО "СДСКО").
Комиссией по осуществлению закупок заявки с идентификационными номерами: А-30777, А-30737 были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки. В то же время, фактически заявки участников с идентификационными номерами: А-30777, А-30737 не соответствуют извещению об осуществлении закупки N0144300004022000042.
Таким образом, члены комиссии рассмотрели заявки участников закупки без учета требований извещения об осуществлении закупки. но с учетом требований действующего законодательства РФ.
Однако, содержание извещения об осуществлении закупки, не соответствующее требованиям ч.3 ст. 7, п. 1 ч.1 ст. 31, п.12 ч.1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
С учетом изложенного, установленные Комиссией Курского УФАС России при рассмотрении дела факты нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что является основанием для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр закупок и контроля" обоснованной.
2. Признать заказчика - комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска, уполномоченный орган - Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска требований ч.3 ст. 7, п. 1 ч.1 ст. 31, п.12 ч.1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска, уполномоченному органу - Департаменту закупок для муниципальных нужд города Курска, комиссии предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - Радышевскую В.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N046/06/42-139/2022
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
Резолютивная часть объявлена 30 марта 2022 г.
Изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
|
|
на основании решения от 30.03.2022 г. по делу N046/06/42-139/2022, принятого по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Центр закупок и контроля" (далее - ООО "ЦЗК") на действия заказчика - комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска, уполномоченного органа - департамента закупок для муниципальных нужд города Курска и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_") внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0144300004022000042, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу, комиссии, оператору электронной площадки АО "РАД" устранить нарушения требований ч.3 ст. 7, п. 1 ч.1 ст. 31, п.12 ч.1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенные при проведении электронного аукциона N0144300004022000042, для чего в срок до 18.04.2022:
1.1. Заказчику, уполномоченному органу, комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N0144300004022000042 (при наличии) и вернуть заявки участников электронного аукциона, назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, а также разместить на официальном сайте ЕИС "www.zakupki.gov.ru" информацию об отмене протоколов.
1.2. Заказчику, уполномоченному органу внести изменения в извещение об осуществлении закупки, приведя положения извещения в соответствие с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, с учетом решения по делу N046/06/42-139/2022.
2. Оператору электронной площадки, не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня исполнения п.1 настоящего предписания:
- назначить время проведения электронного аукциона и разместить информацию о времени проведения электронного аукциона;
- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N0144300004022000042;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, открытых участникам определения поставщика, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, о новой дате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, о дате и времени проведения электронного аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе N0144300004022000042.
3. Оператору электронной площадки, обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
4. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки, осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. В течение 3 (трёх) рабочих дней с даты исполнения п.1,2,3,4 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 4 апреля 2022 г. N 046/06/42-139/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022