Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Абдульменов М.В. |
- специалист первого разряда отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в присутствии представителей:
от заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России: (по доверенности),
от подателя жалобы - ООО "Фармстандарт-Медтехника": (по доверенности), (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Фармстандарт-Медтехника" на действия заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона N 0351100006622000028 на поставку медицинского оборудования, начальная (максимальная) цена контракта 8 786 250 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Фармстандарт-Медтехника" с жалобой на действия заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона N 0351100006622000028 на поставку медицинского оборудования.
Суть жалобы ООО "Фармстандарт-Медтехника" заключается в следующем.
В описании объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товара, которым по совокупности параметров соответствует только одна модель конкретного производителя - cтерилизатор медицинский STERRAD 100NX с принадлежностями, страна производства: США, производитель: Advanced Sterilization Products, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/01313 от 29.09.2021, что приводит к ограничению количества участников закупки и является нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Так, описание объекта закупки содержит, в том числе, следующие требования к характеристикам оборудования:
объем стерилизационной камеры - не менее 136 л.;
габариты камеры - не менее 432x381x735 мм.;
встроенный механизм, исключающий мануальный контакт персонала с разгерметизированной/использованной ячейкой/картриджем (в обосновании установления требования указано: параметр определен для безопасности пользователей, не требует использования средств индивидуальной защиты (перчатки, маски, очки) при удалении использованных ячеек/картриджей из стерилизатора);
использованные ячейки/картриджи для стерилянта должны быть безопасны для человека и окружающей среды, уничтожаться как бытовые отходы;
использованные стерилизатором ячейки/картриджи удаляются в отдельный/изолированный отсек для утилизации.
Кроме того, заказчиком установлены требования, не относящиеся к предмету закупки (стерилизатору), а именно:
на упаковке со стерилянтом должен быть размещен контрольный химический индикатор безопасности, меняющий свой цвет в случае утечки/испарения стерилизующего агента;
хранение ячеек/картриджей со стерилизующим агентом при комнатной температуре до +30 градусов Цельсия;
использованные ячейки/картриджи для стерилянта должны быть безопасны для человека и окружающей среды, уничтожаться как бытовые отходы.
Вместе с тем, указанным характеристикам в совокупности и иным характеристикам, содержащимся в описании объекта закупки, соответствует товар единственного производителя - cтерилизатор медицинский STERRAD 100NX с принадлежностями, Advanced Sterilization Products.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что при описании объекта закупки, заказчиком фактически установлены требования к производителю товара, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России в возражениях на жалобу ООО "Фармстандарт-Медтехника" сообщило следующее.
Требование к объему стерилизационной камеры (не менее 136 л.) установлено заказчиком на основании потребностей ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России.
Требование о наличии автоматических датчиков в стерилизационной камере для определения целлюлозы, температуры плазмы, давления и влажности в загрузке является значимым показателем для заказчика. Данный параметр позволяет осуществлять контроль процесса низкотемпературной стерилизации и обеспечить результат стерилизации или отмены цикла из-за некорректной закладки инструмента.
Кроме того, заказчику необходимо максимально безопасное оборудование для пользователей, не требующее использования средств индивидуальной защиты, в связи с чем установлено требование о наличии встроенного механизма, исключающего мануальный контакт персонала с разгерметизированной/использованной ячейкой/картриджем.
Требования относительно ячеек/картриджей для стерилянта, его упаковки установлены заказчиком для обеспечения качества стерилизации и безопасности персонала медицинского учреждения.
По мнению заказчика, требования, содержащиеся в описании объекта закупки, установлены в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе, являются объективными, указаны необходимые функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Установление определенных характеристик к оборудованию не свидетельствует об ограничении количества участников электронного аукциона. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить оборудование, соответствующее потребности заказчика, не указывает на нарушение заказчиком прав этих лиц, а также не указывает на факт ограничения заказчиком количества участников закупки. Также следует отметить, что предметом закупки является поставка оборудования, а не его производство, следовательно, поставщиком оборудования может быть любое лицо, в том числе, не производитель оборудования.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.
Кроме того, характеристикам, установленным в описании объекта закупки, соответствуют товары как минимум двух производителей (cтерилизатор медицинский STERRAD 100NX с принадлежностями, страна производства: США, производитель: Advanced Sterilization Products; cтерилизатор медицинский STERIS V-PRO Max, страна производства: США, производитель: STERIS Corporation).
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По заявлению заказчика требованиям, установленным в описании объекта закупки, соответствуют товары двух разных производителей: cтерилизатор медицинский STERRAD 100NX с принадлежностями, страна производства: США, производитель: Advanced Sterilization Products; cтерилизатор медицинский STERIS V-PRO Max, страна производства: США, производитель: STERIS Corporation.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители подателя жалобы представили копию информационного письма от ООО "Хайнеманн Медицинтехник" (официальный дистрибьютер продукции STERIS Corporation на территории РФ), согласно которому cтерилизатор медицинский STERIS (варианты исполнения: V-PRO 1, V-PRO 1 Plus, V-PRO Max) не соответствует требованиям, установленным в описании объекта закупки, в части следующих харатеристик:
наличие в стерилизационной камере датчиков для определения: целлюлозы; температуры плазмы; давления и влажности в загрузке - в конструкции стерилизаторов STERIS отсутствует датчик определения целлюлозы;
продолжительность стандартной программы стерилизации хирургических инструментов с длинными/узкими каналами или замковыми частями не более 52 мин. - продолжительность цикла Lumen, использующегося для стерилизации хирургических медицинских инструментов, составляет 55 мин.;
наличие одноразовых индивидуальных ячеек/картриджей для каждого цикла стерилизации - стандартный картридж VAPROX HC для стерилизаторов STERIS обеспечивает 15 циклов стерилизации;
количество циклов стерилизации при единовременной загрузке в приемное устройство ячеек/картриджа не более 5 - стандартный картридж VAPROX HC для стерилизаторов STERIS обеспечивает 15 циклов стерилизации при единовременной загрузке в приемное устройство;
на упаковке со стерилянтом размещен контрольный химический индикатор безопасности, меняющий свой цвет в случае утечки/испарения стерилизующего агента - стандартный картридж VAPROX HC для стерилизаторов STERIS оснащен матричным кодом, химический индикатор отсутствует;
наличие встроенного механизма, исключающего мануальный контакт персонала с разгерметизированной/использованной ячейкой/картриджем - использованный картридж VAPROX HC для стерилизаторов STERIS удаляется из специального отсека ручным способом (использование средств индивидуальной защиты обязательно).
Изучив инструкцию по эксплуатации cтерилизатора медицинского STERIS V-PRO Max, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что медицинский стерилизатор STERIS V-PRO Max не соответствует требованиям описания объекта закупки по пяти из шести указанных выше характеристик (продолжительность стандартной программы стерилизации хирургических инструментов с длинными/узкими каналами или замковыми частями cтерилизатора медицинского STERIS V-PRO Max составляет 52 мин, что соответствует установленному в описании объекта закупки требованию).
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные из представленных документов свидетельствует о том, что совокупности требований к характеристикам товара, установленных в описании объекта закупки, соответствует оборудование единственного производителя - cтерилизатор медицинский STERRAD 100NX с принадлежностями, Advanced Sterilization Products. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фармстандарт-Медтехника" на действия заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона N 0351100006622000028 на поставку медицинского оборудования обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
М.В. Абдульменов
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/33-496/2022
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
30 марта 2022 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Абдульменов М.В. |
- специалист первого разряда отдела контроля закупок, член Комиссии, |
на основании решения N 054/06/33-496/2022 от 30.03.2022 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Фармстандарт-Медтехника" на действия заказчика - ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона N 0351100006622000028 на поставку медицинского оборудования,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику прекратить нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а именно, сформировать описание объекта закупки таким образом, чтобы совокупности показателей необходимого к поставке оборудования соответствовал товар более чем одного производителя.
2. Аукционной комиссии отменить решения, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
3. Заказчику внести изменения в извещение об электронном аукционе в соответствии с решением N 054/06/33-496/2022 от 30.03.2022 и настоящим предписанием.
4. Заказчику продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0351100006622000028 в соответствии с Законом о контрактной системе.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/33-496/2022 от 30.03.2022 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 15.04.2022 с приложением подтверждающих документов, в том числе, представить сведения о товарах различных производителей, соответствующих требованиям заказчика, а также сведения о технических характеристиках соответствующих моделей оборудования.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
М.В. Абдульменов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30 марта 2022 г. N 054/06/33-496/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022