Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/49-422/2022 по жалобе Заявителя о нарушении аукционной комиссией Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300373822000002 "Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом (Кресла для зрительного зала)" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителя Заказчика - Водяхина М.Н. (приказ от 19.11.2021 г. N 253-л); в отсутствие представителя Заявителя (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки.
Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, в которых отрицал нарушения Закона при осуществлении закупки.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 16.03.2022 г. размещено Извещение об осуществлении закупки, согласно которому:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 24.03.2022 г. 15:00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 990 332.80 рублей.
Согласно протокола подачи ценовых предложений от 24.03.2022 г. в торгах приняли участие 5 участников закупки; снижение начальной (максимальной) цены составило 33,50 %.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2022 г.: аукционной комиссией рассмотрены 8 заявок; 3 заявки, в том числе N 111574452 (Заявитель), признаны несоответствующими требованиям, установленным извещением с обоснованием: "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)".
Закупка осуществляется в целях реализации национального проекта "Культура".
Контракт по итогам закупки на момент рассмотрения жалобы не заключен.
1. Согласно доводу жалобы, Заявитель полагает, что действия аукционной комиссии Заказчика не соответствуют Закону.
В силу п./п. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона в срок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона предусмотрены основания для отклонения заявки.
В силу п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно п./п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
В ходе заседания Комиссии установлено, что заявка N 111574452 содержит предложение о товаре, не соответствующее требованиям Заказчика.
Так, например, в Инструкции по предоставлению сведений в заявке Заказчик указал, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели, характеристики каждого вида (типа) товара (материала), указанного в Техническом задании.
Описание объекта закупки содержит, в том числе, показатель: сечение профильной трубы, мм: 15х15; 20х20.
Учитывая положения Инструкции: "Если характеристики, значения перечислены через знак "/", ";", это требование следует читать как "или", участник закупки в составе первой части заявки предлагает одно конкретное значение характеристики товара из перечисленных заказчиком".
Вместе с тем, предложение участника закупки не содержит конкретного значения характеристики товара по показателю "сечение профильной трубы".
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что полномочия аукционной комиссии при проверке заявок на участие в аукционе нормативно ограничены проверкой их соответствия требованиям Извещения. Закон не предоставляет комиссии Заказчика права на принятие заявки, не соответствующей требованиям Извещения, как и не допускает для аукционной комиссии возможности критики Извещения или неприменения каких-либо его положений. Обязанностью аукционной комиссии в данной части является проверка соответствия заявок на участие в аукционе формальным требованиям, сформулированным в Извещении об осуществлении закупки Заказчиком. Иной подход к решению вопроса об объеме компетенции аукционной комиссии может повлечь за собой незаконное расширение ее полномочий и приобретение для Заказчика товаров, которые не соответствуют сформулированным требованиям, в целях приобретения которых организован аукцион.
В связи с тем, что аукционная комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями Извещения и Инструкции по заполнению заявки, довод жалобы - необоснованный.
2. В ходе рассмотрения дела в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения Закона:
2.1 Согласно ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Статьей 43 Закона установлены требования к заявке на участие в закупке.
В Инструкции по заполнению заявки Заказчик указал: "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), поставляемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара".
Указанное требование к предоставлению информации не соответствует положениям ст. 43 Закона, в нарушение ч. 2 ст. 42 Закона.
2.2 Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что Инструкция по заполнению заявки является усложненной и запутывающей. Заказчиком необоснованно установлены различные знаки и способы изложений характеристик ("", "<", ">", "
", "
", "[ ]", ",", "\", "/" и др.) которыми обозначаются характеристики товара, подлежащие конкретизации.
Заказчиком искусственно расширяется перечень синонимичных конструкций, которыми сопровождается описание объекта закупки, однако существенной смысловой разницы в использовании данных конструкций не существует.
Комиссия отмечает, что Заказчик устанавливает требования к товарам в зависимости от характера изложения и знаков препинания. В случае, если требования для Заказчика являются существенными, он вправе указать их в самом описании объекта закупки, а не ставить в зависимость от знаков препинания и символов, допуская возможность неправильной трактовки участником требований документации и, как следствие, предложения товара, несоответствующего требованиям Заказчика. Так, например, установлено:
- Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке показатель равный указанному с отклонением в большую и меньшую сторону в неизменном виде;
- Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;
- Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;
- Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
- Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;
- Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
- Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;
- Слова "Не выше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения;
- Слова "Не ниже" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не менее указанного значения;
- При этом, символы "", "<", ">", "
", "
" устанавливаются в требуемом значении сведений о товарах слева от числового значения показателя;
- В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться;
- В случае перечисления значений показателей через союз "и", знаки ",""\" - участник указывает показатели всех перечисленных значений;
- В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения, предлог "до" означает, что требуется значение параметра менее указанного значения, не включая указанное, предлог "от" означает, что требуется значение параметра более указанного значения, не включая указанное;
- В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка). Сравнение числовых значений, отражающих показатели температуры, производится согласно математическим правилам. Десятичные знаки отделяются точкой;
- Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания конкретного показателя, не включая крайние значения;
- Если характеристики, значения перечислены через знак "/", ";", это требование следует читать как "или", участник закупки в составе первой части заявки предлагает одно конкретное значение характеристики товара из перечисленных заказчиком. За исключением случаев государственных (национальных) стандартов РФ, названий, сорта, тип и т.д.
Кроме того, как видно из текста Инструкции, Заказчик, указав требования к описанию показателей, допускает исключения из указанных "правил", усложняя процесс описания значений показателей при заполнении заявки.
Указание в п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона на то, что описание объекта закупки осуществляется в соответствии со ст. 33 Закона означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Из указанных выше положений Инструкции, в совокупности с объемным Техническим заданием, невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Приведенные положения Инструкции усложняют процесс подготовки заявки, поскольку устанавливают различные требования к изложению в заявке конкретных показателей числовых значений. Так, через Инструкцию требования к характеристикам товаров поставлены Заказчиком в прямую зависимость от формы их изложения. Из указанных требований невозможно понять, какие именно значения будут соответствовать потребностям Заказчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в заявке.
Позиция антимонопольного органа о недопустимости подготовки усложненных инструкций поддерживается арбитражной практикой: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу N А53-26885/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу N А53-27847/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу N А53-1541/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А 53-13387/2020, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А53-40566/2019, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А53-39493/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А53-24106/2018.
Фактически, Инструкция, в совокупности с описанием объекта закупки, используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования ч. 2 ст. 42 Закона.
2.3 В силу ч. 27 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 30 ст. 34 Закона если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Проект контракта, размещенный Заказчиком не содержит обязательной информации, в нарушение ч. 27, ч. 30 ст. 34 Закона.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии со ст.ст. 99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Никитчук Е.А. необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 27, ч. 30 ст. 34, ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание: об отмене сформированного протокола, внесении изменений в Извещение об осуществлении закупки и продлении срока подачи заявок.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 апреля 2022 г. N 061/06/49-422/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2022