Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Компания "Элина" (далее - ООО "Компания "Элина") (реестровый номер жалобы N202200114406000263), поступившей 23.03.2022 в Коми УФАС России посредством Единой информационной системы (вх. от 24.03.2022 N1713-э), на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - МКУ "УЖКХ") при проведении электронного аукциона "Обустройство детской игровой площадки в с. Петрунь", извещение N0107300017122000029 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба), а также при проведении внеплановой проверки по обращениям ООО "Компания "Элина" от 23.03.2022 (вх. от 24.03.2022 N1712-э), от 23.03.2022 (вх. от 23.03.2022 N1698-э), содержащие информацию об аналогичных нарушениях заказчиком требований действующего законодательства,
при участии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Компания "Элина", МКУ "УЖКХ", Финансовое управление администрации городского округа "Инта" (далее - ФУ администрации г. Инта), акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, проведении внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
МКУ "УЖКХ" в письме от 28.03.2022 N876 (вх. от 29.03.2022 N1812-э), ФУ администрации г. Инта от 28.03.2022 N117 (вх. от 28.03.2022 N1792-э) заявлены ходатайство о рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки в отсутствие представителей заказчика и уполномоченного органа.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, отсутствие представителей МКУ "УЖКХ", ФУ администрации г. Инта, оператора не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.
ООО "Компания "Элина" в жалобе, обращениях, а также представителем ООО "Компания "Элина" на заседании Комиссии Коми УФАС России указано на нарушение заказчиком - МКУ "УЖКХ" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки, а именно:
1) указание заказчиком в описании объекта закупки (Техническом задании) (далее - Техническое задание) товарного знака Romana, что препятствует в подаче заявки на участие в аукционе участникам, поставляющим другое оборудование;
2) указание в Техническом задании по каждой позиции излишних технических характеристик (конкретная комплектация с конкретным количеством составляющих элементов);
3) также, заявителем обжалуется положение на стр. 3 Технического задания: "Изделие соответствует требованиям современного дизайна, производится в соответствии со стандартом ISO 9001-2015". По мнению ООО "Компания "Элина", стандарт ISO 9001 2015 не относится к товару, требуемому к поставке (детской площадке), в связи с чем, установление данного требования также излишне;
4) в пункте 7 Технического задания "Требования к технике безопасности" среди прочих документов, актов, которым должен соответствовать поставленный товар, заказчиком указан ГОСТ Р ЕН 1177-2013 Покрытия игровой площадки ударопоглощающие. Определение критической высоты падения" (далее - ГОСТ Р ЕН 1177-2013).
Однако, как указано представителем ООО "Компания "Элина", в Техническом задании отсутствуют какие-либо требования к покрытию детской площадки, указанное покрытие не входит в предмет закупки, следовательно, установление соответствия работ данному требованию неправомерно.
МКУ "УЖКХ" в письме от 28.03.2022 N876 (вх. от 29.03.2022 N1812-э) приведены возражения относительно доводов заявителя.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось МКУ "УЖКХ", уполномоченным органом - ФУ администрации г. Инта.
Объект закупки - Обустройство детской игровой площадки в с. Петрунь.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 982 720,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета МОГО "Инта" (местный бюджет).
Извещение о проведении закупки размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.03.2022.
2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В ЕИС вместе с извещением о проведении закупки размещено описание объекта закупки (ТЗ).
В Техническом задании заказчиком определен объем работ, указана ведомость объеме работ и необходимые материальные ресурсы.
Также указаны требования к выполняемым работам, к их безопасности; технические характеристики; объем предоставления гарантии качеств; требования к характеристике и качеству применяемых строительных материалов; требования к технике безопасности и другие положения, касающиеся обустройства детской площадки.
3. По первому доводу заявителем указано, что в ведомости объемов работ заказчиком указан конкретный товарный знак "Romana", что противоречит Закону о контрактной системе и препятствует в подаче заявки на участие в аукционе заявителю, а также другим участниками, предлагающим товар другого товарного знака.
Так, в пунктах 8, 10-12, 15 ведомости объемов работ, а также в пунктах 9-12, 14 раздела 2 "Материальные ресурсы" заказчиком указан товарный знак "Romana":
1.Ведомость объемов работ:
Комплекс игровой детский Romana 101.104.00
Ограждение металлическое Romana 303.03.00
Столб конечный для ограждения металлическое Romana 303.03.00
Столб промежуточный для ограждения металлическое Romana 303.03.00
Урна вкапываемая (35л.) Romana 305.07.01 П.
2. Материальные ресурсы:
Комплекс игровой детский Romana 101.104.00
Ограждение металлическое Romana 303.03.00
Столб конечный для ограждения металлическое Romana 303.03.00
Столб промежуточный для ограждения металлическое Romana 303.03.00
Урна вкапываемая (35л.) Romana 305.07.01 П.
Комиссия Коми УФАС России в ходе анализа Технического задания указывает следующее.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
В пункте 6 Технического задания (стр. 16) указано следующее:
"Указанные в Техническом задании наименования и марки материалов, изделий и оборудования могут быть использованы в качестве аналогов и эквивалентов. Подрядчик может предложить другие эквивалентные материалы, изделия и оборудование фирм, имеющих российский сертификат соответствия при условии, что их технические характеристики будут не ниже и не хуже, указанных в Техническом задании".
Заказчиком - МКУ "УЖКХ" в Техническом задании предусмотрено условие о возможности участников предложить к поставке эквивалент указанному в Техническом задании товару с товарным знаком "Romana".
Следовательно, заказчиком - МКУ "УЖКХ" положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе соблюдены, довод ООО "Компания "Элина" о нарушении заказчиком требований действующего законодательства не подтвердился.
4. ООО "Компания "Элина" в жалобе также указано, что Техническом задании по каждой позиции указаны конкретные показатели, представляющие собой излишние технические требования к товару.
Так, в пункте 3 Технического задания указаны технические характеристики детской площадки, например, лавка I 913 состоит из следующих элементов: опоры, каркаса и сидения.
Каркас лавки выполнен из профильной трубы 40*40*1,5 мм,
Опора из трубы профильной 40*25*1,5 мм. и 25*2,8 мм.
Сидение изготовлено из ламинированной фанеры толщиной 2000*350*18 мм. с сеткой.
В комплектации игрового комплекса указано: Горка 1550 мм; Лестница входная 1250; Переход 1800; Ограждение 900 для лаза; Ограждение 1800; Ограждение 900 мм перекладина; Кронштейн каркаса представляет собой деталь из листа толщиной 2,5 мм, определенной конфигурации, которая согнута под углом 120 градусов в виде неполной буквы "Г". Габариты кронштейна в согнутом виде 726х98х50 мм.
Характеристики площадки треугольной: Каркас площадки в сваренном виде представляет собой неполный треугольник. Габариты площадки в сваренном виде 759х875х52,5 мм. Площадка в сборе с настилом имеет габариты 759х875х68 мм. Настил выполнен из фанеры ФОФ толщиной 18 мм и представляет собой деталь в виде треугольника, размерами 857х742 мм. По вершинам треугольника имеются фрезерованные пазы радиусом 55 мм и фрезерованные канавки глубиной 6 мм (для беспрепятственной установки на отводы).
Относительно иных элементов игрового комплекса заказчиком также указаны точные параметры и размеры элементов, без указания на возможность их варьирования.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Следовательно, при подаче заявки на участие в аукционе участник соглашается на оборудование (установку) детской площадки, соответствующей параметрам, указанных в Техническом задании.
В пункте 1.2 проекта контракта также указано, что подрядчик обязуется выполнить обустройство детской игровой площадки в с. Петрунь в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к контракту) и Локальным сметным расчетом (Приложение N2 к контракту).
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Однако МКУ "УЖКХ" в Техническом задании по составным элементам (комплектации) детской игровой площадки указаны конкретные размеры, габариты элементов (конкретная игровая площадка), следовательно, участник (победитель) аукциона должен обустроить детскую площадку по тем параметрам, что указаны в задании, без возможности их изменения, что обеспечило бы возможность поставки эквивалентного товара, как это предусмотрено в пункте 6 Технического задания. Указанное противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действии заказчика - МКУ "УЖКХ" выявлено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части включения в Техническое задание излишних характеристик к товару (детской площадке), являющемуся предметом закупки, без указания переменных показателей (максимальных и (или) минимальных значений), что может привести к ограничению количества участников закупки.
Так, заявитель не смог подать заявку на участие в электронном аукционе из-за вышеуказанного нарушения.
5. В пункте 3.3 "Ограждение 303.03.00" Технического задания указано, что изделие должно представлять собой устойчивую конструкцию и может использоваться круглогодично. Изделие соответствует требованиям современного дизайна, производится в соответствии со стандартом ISO 9001-2015.
"ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования" утвержден Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N1391-ст (далее - ГОСТ ISO 9001-2015).
В пункте 1 ГОСТ ISO 9001-2015 указана область применения данного стандарта:
"Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
a) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и (или) услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;
b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.
Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг".
Из указанного положения ГОСТ ISO 9001-2015 следует, что данный стандарт касается квалификации организаций, оказывающих услуги или поставляющих товары, и не может устанавливать стандарты в отношении качества или иных характеристик изделия или товара.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчику необходимо использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Однако заказчиком при описании объекта закупки использован стандарт - ГОСТ ISO 9001-2015, который не относится к техническим, функциональным или иным характеристикам объекта (изделия), что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действие заказчика - МКУ "УЖКХ" в виде установления в пп. 3.3 пункта 3 "Технические характеристики" Технического задания требования к изделию (ограждению) о его производстве в соответствии со стандартом ISO 9001-2015 противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. Кроме того, на заседании Комиссии Коми УФАС России, представителем заявителя указано, что в пункте 7 Технического задания, где установлены требования к технике безопасности, заказчиком указан следующий стандарт: ГОСТ Р ЕН 1177-2013, касающийся покрытия (в т.ч. ударопоглощающего) детской игровой площадки.
Однако Техническим заданием не предусмотрены какие-либо работы по покрытию детской площадки, в том числе в материальных ресурсах (раздел 2 пункта 1 Технического задания) отсутствует материал, который будет являться покрытие данной площадки, из содержания технического задания не ясно из какого материала должно быть выполнено покрытие детской игровой площадки.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В связи с тем, что заказчиком в Техническом задании указано, что при выполнении работ по обустройству детской игровой площадки необходимо руководствоваться, в том числе ГОСТ Р ЕН 1177-2013, из указанного следует, что подрядчику необходимо будет выполнить работы по покрытию детской площадки, однако указанные работы и материал заказчиком в Техническом задании не отражены.
В силу действующего законодательства описание объекта закупки должно содержать все технические и эксплуатационные характеристики объекта, позволяющие потенциальным участникам закупки оценить свои силы и возможности по исполнению указанного контракта.
Таким образом, заказчиком - МКУ "УЖКХ" нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как в Техническое задание включен ГОСТ Р ЕН 1177-2013, касающийся стандартов выполнения работ по покрытию детской игровой площадки, в то время как в описании объекта отсутствуют конкретные технические требования к покрытию площадки и работам по его обустройству, позволяющие участникам определить полный объем работ по контракту.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания "Элина" необоснованной в части довода о неправомерном указании МКУ "УЖКХ" в Техническом задании наименования конкретного товарного знака оборудования, которое необходимо установить согласно условиям извещения о проведении закупки, в части остальных доводов, заявленных ООО "Компания "Элина", касающихся установления в Техническом задании избыточных характеристик, указания ГОСТ ISO 9001-2015, а также ГОСТ Р ЕН 1177-2013 в извещении о проведении аукциона, обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика - МКУ "УЖКХ" выявлены аналогичные нарушения.
3. Признать действие заказчика - МКУ "УЖКХ" в части включения в Техническое задание излишних характеристик к товару (детской площадке), являющемуся предметом закупки, без указания переменных показателей (максимальных и (или) минимальных значений), что может привести к ограничению количества участников закупки, противоречащим части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать действие заказчика - МКУ "УЖКХ" в виде установления в пп. 3.3 пункта 3 "Технические характеристики" Технического задания требования к изделию (ограждению) о его производстве в соответствии со стандартом ISO 9001-2015, в то время как указанный стандарт касается квалификации организаций, оказывающих услуги или поставляющих товары, и не относится к качеству изделий, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Признать действие заказчика - МКУ "УЖКХ" в виде включения в Техническое задание ГОСТ Р ЕН 1177-2013, касающегося стандартов выполнения работ по покрытию детской игровой площадки, в то время как в описании объекта отсутствуют конкретные технические требования к покрытию площадки, позволяющие участникам определить полный объем работ по контракту, противоречащим пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. В целях устранения допущенных заказчиком нарушений пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в виду существенности выявленных нарушений, выдать заказчику - МКУ "УЖКХ" предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, и аннулировании закупки.
7. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы и внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении уполномоченного должностного лица заказчика, допустившего установленные нарушения Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 марта 2022 г. N 011/06/106-237/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022