Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУСОН "Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик);
ИП Кудинов А.Е. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 7977-ЭП/22 от 22.03.2022) на действия СПб ГБУСОН "Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений в здании СПб ГБУ СОН ЦСПСиД по адресам: Санкт-Петербург, ул. 5-ая Красноармейская, д.11/13, литер Б; ул. Витебская, д.29, литер Г в 2022 году (извещение N 0372200167922000001) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.03.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200167922000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 276,27 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
аукционная документация по извещению N 0372200167922000001 содержит указание на товарные знаки, а именно - Антисептик-антипирен "ПИРИЛАКС" для древесины (см. Приложение N1 к описанию объекта закупки), то обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
ИП Кудинов А. Е. направил запрос на разъяснение (приложение N1) с просьбой разъяснить, почему в описании объекта закупки слов "или эквивалент" нет.
В ответ было получено разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 21.03.2022 NРИ1 (приложение N2), в котором явно определяется необоснованный, то есть, не содержащий ссылок на законодательные и нормативные акты, отказ Заказчика внести в описание объекта закупки слова "или эквивалент", чем явно нарушается п. 1 части 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, а так же явно нарушаются законные права всех участников торгов на применение эквивалентных товаров, регламентированные, так же, статьей 43 44-ФЗ.
Кроме того, тот факт, что заказчик не требует предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, а так же, отсутствие в документации требований к товару, кроме указанных в Приложении N1 к описанию объекта закупки (вторая группа огнезащитной эффективности), говорит о том, что участники торгов имеют право предложить любой эквивалент, соответствующий указанному параметру. В этом случае заказчик должен в обязательном порядке рассмотреть предложенный эквивалент. Если заявка с эквивалентом будет признана победившей в закупке, то сведения о эквиваленте должны быть включены заказчиком в проект контракта.
Комиссия УФАС отмечает, что извещение содержит приложение "Описание объекта закупки", которое устанавливает требования к количественным характеристикам (объему) работ, требования к качеству работ, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам.
Приложением установлено, в том числе следующее:
Объем и содержание работ определены:
- в локальной смете N ЦСПСиД/2-02.2022 на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений СПб ГБУ СОН ЦСПСиД по адресу: Санкт-Петербург, ул. 5-ая Красноармейская, д.11/13, литер Б (приложение N 1 к описанию объекта закупки).
- в локальной смете NЦСПСиД/3-02.2022 на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений СПб ГБУ СОН ЦСПСиД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Витебская, д.29, литер Г (приложение N 2 к описанию объекта закупки).
3.2. Требования к качеству работ, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам.
3.2.1. Технические и качественные характеристики работ.
Подрядчик должен выполнить работы в полном соответствии с локальной сметой.
Комиссией УФАС установлено, что локальная смета, на которую ссылается описание объекта закупки, указывает на конкретное наименование продукции - огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций состав "Пирилакс". При этом, Заказчиком не установлена возможность использования эквивалента при выполнении необходимых работ. Следовательно, Комиссия УФАС находит признаки нарушения Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС установила, что в что в соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке, соответственно, Комиссия УФАС отмечает, что Заявитель принял участие в аукционе. По итогам проведения процедуры подачи ценовых приложений достигнуто значительное снижение цены контракта.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кудинов А.Е. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2022 г. N 44-939/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022