Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; ООО "Панацея" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8256-ЭП/22 от 24.03.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации, проведению и продвижению мероприятия, направленного на развитие событийного туризма Санкт-Петербурга, включающего организацию развлекательной и деловой программы на нескольких городских площадках с задействованием акватории, а также организацию работы онлайн-студии в рамках открытия туристического сезона (извещение N 0172200007022000004) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 05.03.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200007022000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 288 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Постановления Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В силу п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п. 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
"1. Опыт трудовой деятельности в должности: руководителя организации; менеджера (специалиста) по: организации проектов, ведению проектов, управление проектами; или иная должность, связанная с управлением и организацией деятельности. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Опыт работы на указанных должностях: не менее 5 лет.
2. Наличие у руководителя проекта общественного признания в области успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц. Общественное признание руководителя проекта в области успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц выражается в наличие государственных и ведомственных наград Российской Федерации (фото изображений наград и удостоверений к ним, с указанием номера приказа и даты присвоения). К оценке принимаются награды, выданные за: организацию и/или проведение мероприятий; отличие, личный вклад, содействие, сотрудничество при участии в организации и/или проведении мероприятий; за участие в конкретной деятельности, связанной с организацией и/или проведением мероприятий. При отсутствии документов подтверждающих присвоение наград, такие награды не будут засчитаны. Не менее 1
3. Наличие опыта успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц. Успешный опыт проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц подтверждается наличием у руководителя проекта почетных грамот, грамот, благодарностей от органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К оценке принимаются почетные грамоты, грамоты, благодарности, выданные за: организацию и/или проведение мероприятий; отличие, личный вклад, содействие, сотрудничество при участии в организации и/или проведении мероприятий; за участие в конкретной деятельности, связанной с организацией и/или проведением мероприятий. К сведениям о наличии почетных грамот, грамот, благодарностей должны прикладываться сведения с указанием номера приказа и даты присвоения (при отсутствии указанных сведений такие почётные грамоты, грамоты, благодарности не будут учтены если иное не обусловлено секретностью сведений). Не менее 20
100
1. Опыт трудовой деятельности в должности: руководителя организации; менеджера (специалиста) по: организации проектов, ведению проектов, управление проектами; или иная должность, связанная с управлением и организацией деятельности. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Опыт работы на указанных должностях: не менее 5 лет.
2. Наличие опыта успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц. Успешный опыт проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц подтверждается наличием у руководителя проекта почетных грамот, грамот, благодарностей от органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К оценке принимаются почетные грамоты, грамоты, благодарности, выданные за: организацию и/или проведение мероприятий; отличие, личный вклад, содействие, сотрудничество при участии в организации и/или проведении мероприятий; за участие в конкретной деятельности, связанной с организацией и/или проведением мероприятий. К сведениям о наличии почетных грамот, грамот, благодарностей должны прикладываться сведения с указанием номера приказа и даты присвоения (при отсутствии указанных сведений такие почётные грамоты, грамоты, благодарности не будут учтены если иное не обусловлено секретностью сведений). Не менее 15
50
1. Опыт трудовой деятельности в должности: руководителя организации; менеджера (специалиста) по: организации проектов, ведению проектов, управление проектами; или иная должность, связанная с управлением и организацией деятельности. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Опыт работы на указанных должностях: не менее 3 лет.
2. Наличие опыта успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц. Успешный опыт проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц подтверждается наличием у руководителя проекта почетных грамот, грамот, благодарностей от органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К оценке принимаются почетные грамоты, грамоты, благодарности, выданные за: организацию и/или проведение мероприятий; отличие, личный вклад, содействие, сотрудничество при участии в организации и/или проведении мероприятий; за участие в конкретной деятельности, связанной с организацией и/или проведением мероприятий. К сведениям о наличии почетных грамот, грамот, благодарностей должны прикладываться сведения с указанием номера приказа и даты присвоения (при отсутствии указанных сведений такие почётные грамоты, грамоты, благодарности не будут учтены если иное не обусловлено секретностью сведений). Не менее 10
20
Документы не представлены и/или не соответствуют уровням шкалы А), Б), В) 0".
В силу ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "а", "б" и "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные п. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "р" п. 1, пп. "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм законодательства на рассматриваемом этапе деятельности по публичному заказу в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе должен быть отражен не только результат оценки заявок каждого из участников, но и процесс (последовательность проверочных действий, обоснование промежуточных выводов и результатов) присвоения заявкам участников того или иного количества баллов в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в конкурсной документации.
В силу ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Анализ протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 22.03.2022 N ПРОII1 показал, что в нём содержится следующая информация о порядке оценки:
Порядковый номер заявки |
Идентификационный номер заявки, дата и время регистрации |
Решение о соответствии или об отклонении заявки |
Обоснование решения об отклонении заявки |
1 |
1 20.03.2022 20:08:58 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
2 |
2 20.03.2022 20:26:03 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
3 |
3 20.03.2022 21:33:01 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
5 |
5 21.03.2022 10:45:54 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
4 |
4 21.03.2022 10:38:00 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
Вместе с тем, из текста рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 22.03.2022 N ПРОII1 усматривается отсутствие обоснования присвоения заявкам участников того или иного количества баллов в предельных установленных количествах в соответствии с критериями и порядком оценки, определенными в извещении об осуществлении конкурса. Так, из протокола не следует, по каким причинам и с учетом каких конкретных характеристик заявок и по какой именно формуле присвоено то или иное количество баллов.
Вместе с тем, действия конкурсной комиссии при оценке заявок должны быть в первую очередь понятны участникам закупки. В настоящем случае алгоритм оценки и присвоения конкретного количества баллов не следует из протокола.
Отсутствие в протоколе оценки заявок названного порядка не позволяет определить правомерность оценки конкурсных заявок участников закупки и препятствует участникам конкурса заявить конкретные возражения по применению (неприменению) того или иного критерия оценки, что нарушает п. 4 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.03.2022 N ИЭОК1, а следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 6 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба признана обоснованной, а в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 6 ст. 48, п. 6 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Панацея" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 4 ч. 13 ст. 48, п. 6 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 марта 2022 г. N 44-987/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022