Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик);
ООО "Фроузен Фиш" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8561-ЭП/22 от 28.03.2022) на действия СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания (извещение N 0372200192121000065) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200192121000065. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 334 331,58 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки, формирования инструкции по заполнению заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом, Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки и инструкцию в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
1) Согласно Инструкции для обозначения показателей, которые не могут изменяться, применяется в том числе пункт 1.4.5. "если заказчик указал требование к значению показателя (характеристик) товара с использованием знаков: точка с запятой ";", и (или) косая черта "/", и (или) двоеточие, и (или) скобки, и (или) кавычки (за исключением применения в единицах измерения или в математических знаках операций деления, дроби (соотношения) или в случаях, указанных в пункте 1.4.7. настоящей инструкции), возможно с применением слов "требуется" или "требуются" или "требуемое", то участник закупки должен представить значение в неизменном виде (без изменений) с использованными словами или знаками", при этом упомянутый пункт 1.4.7. Инструкции не "отменяет неизменяемость положения 1.4.5." (по тексту жалобы), а указывает на исключение только в случае применения скобок или косой черты с союзами и буквами - во избежание двойного толкования положений инструкции участниками закупки.
Также, для обозначения выбора показателей, которые не могут изменяться, применяется в том числе пункт 1.4.6. Инструкции: если заказчик использовал разделительные союзы "или" и (или) "либо" при установлении требований к нескольким значениям (вариантам значений) показателя товара, которые не могут изменяться, в том числе в виде изображения (схемы, рисунка) и первое слово в наименовании показателя указано в соответствии с правилами русского языка в единственном числе, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение показателя (в том числе в виде соответствующего изображения (схемы, рисунка)) без использования вышеуказанных союзов, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным.
Таким образом, Заявитель намеренно искажает положения выше указанных пунктов Инструкции, представляя их тождественными, однако:
- пункт 1.4.5 применяется для обозначения полностью неизменяемого значения показателя, пункт - пункт 1.4.6. - для выбора одного неизменяемого значения показателя из установленных заказчиком,
- пункт 1.4.7. - для выбора одного или нескольких неизменяемых значений показателя из установленных заказчиком с применением данных символов и союзов.
Следует учитывать также положения пункта 1.4.24. Инструкции: при указании заказчиком показателя товара, значение которого не может изменяться (неизменяемое значение), участнику необходимо представить данное значение без изменений, со всеми словами, словосочетаниями, символами, указанными в требованиях к значению показателя, кроме слов (словосочетаний): "должен", "должны", "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "будут" - данное положение единственное об указании значений показателей в неизменном виде является приоритетным (имеет преимущество) над всеми остальными положениями настоящей инструкции.
Ниже приведены примеры по вышеуказанным положениям Инструкции из приложения N 4 к техническому заданию документации об электронном аукционе "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" (далее - Требования):
Вид: |
свежие огурцы, выращенные в открытом/защищенном грунте |
Вид по способу сбора: |
кисти томатов или плоды томатов. |
Тип: |
короткоплодные и (или) среднеплодные. |
Вышеприведенные примеры наглядно показывают, что Инструкция позволяет участникам закупки правильно представить значения в своих заявках.
2) В Требованиях по позиции "Огурцы" установлены в том числе следующие показатели:
Высота внутренней дуги (на 10 см длины огурца, мм): |
не более 10 |
Согласно Инструкции "1.4.8. если заказчик указал в скобках одну единицу измерения показателя, то участник закупки должен представить значение такого показателя без изменений, ...", которое будет включено в характеристики товара при заключении и, впоследствии, при исполнении контракта.
При этом, пункт 1.4.3. инструкции, применяется в случае "_ если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным" (например 1.4.23).
3) Положения пункта 1.4.3 применяются в случае, "если заказчик при установлении требований к максимальному числовому значению_", тогда как пункт 1.4.22. Инструкции обоснованно применяется "при указании заказчиком требований к значениям показателей товара, которые не могут трактоваться согласно положениям настоящей инструкции как требование к максимальному или к минимальному значению, участник закупки указывает значение показателя товара без изменений".
4) В соответствии с приложением N2 к техническому заданию
Свинина мясная б/к (окорок) замороженная |
Свинина замороженная |
Соответствие нормативно-технической документации: Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" от 16.08.2011 ТР ТС N 005/2011, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 N 021/2011, Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" от 09.12.2011 N 022/2011, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" от 09.10.2013 N 034/2013, ГОСТ 31778-2012 |
Согласно таблице N3 указанного ГОСТ, в зависимости от термического состояния отрубов, параметры хранения в камере хранения для замороженного мяса могут быть (°C):
- 12 или -18 или -20 или - 25.
Таким образом, Заявитель неверно трактует положения данного стандарта.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фроузен Фиш" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2022 г. N 44-984/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2022