Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Управление государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей:
ООО "Инвестиционное агентство "Точка роста" (далее - Заявитель), уведомлённых должным образом о месте и времени рассмотрения поступившей жалобы,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8540-ЭП/22 от 28.03.2022) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку комбинезонов защитных (извещение N 0184200000622000228) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.03.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0184200000622000228. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 898 925,00 рублей.
В жалобе ООО "Инвестиционное агентство "Точка роста" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2022 N ИЭА1 (размещен в ЕИС 22.03.2022 в 20 часов 37 минут) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 44-ФЗ), требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (пункт 1 части 12 статьи 48 44-ФЗ)
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон), частью 2 Приложения N 3 к Извещению об осуществлении закупки "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" от участника требовалось предоставить:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки; товарный знак (при наличии у товара). Информация может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком. Участниками закупки может быть использована Таблица 1 - Предложение участника в соответствии с описанием объекта закупки *.
В нарушение указанных положений Федерального закона и извещения участник не представил конкретный показатель по позициям 1-7 Приложения N 1 Описания объекта закупки:
Таблица N 2
Позиция N |
Наименование параметра (показателя) товара |
Требуемое значение товара |
Характеристики товара, предлагаемого к поставке участником |
1-7 |
Общие требования к конструкции и функциональным элементам ОХО (с позиции клинико-технической необходимости): |
усилительных накладок и/или вставок из материалов с дополнительными и/или улучшающими свойствам |
- |
".
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Извещению об осуществлении закупки.
В отношении товаров по позициям N 1-4 "Набор белья для осмотра/хирургических процедур, нестерильный, одноразового использования" Заказчиком установлено ряд требование, в том числе: "- произведен из нетканого материала в один слой (наличие в критических зонах дополнительных элементов - усилительных накладок и/или вставок из материалов с дополнительными и/или улучшающими свойствами, наличие карман - не предусмотрено), с втачным капюшоном, с длинным рукавом, с центральной вертикальной линией разреза на переде (с застежкой и клапаном с минимум одной точкой фиксации у основания шеи на текстильную контактную ленту), с притачной утягивающей текстильной трикотажной тесьмой на спинке ОХО (ориентирована на линию талии или пояса)."
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложено следующее:
"- произведен из нетканого материала в один слой (наличие в критических зонах дополнительных элементов - усилительных накладок, наличие карман - не предусмотрено), с втачным капюшоном, с длинным рукавом, с центральной вертикальной линией разреза на переде (с застежкой и клапаном с двумя точками фиксации у основания шеи на текстильную контактную ленту), с притачной утягивающей текстильной трикотажной тесьмой на спинке ОХО (ориентирована на линию талии).".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что, по его мнению, Заявителем по пунктам 1-4 не представлено значение по показателю "из материалов с дополнительными и/или улучшающими свойствами".
В свою очередь Заявитель пояснил, что, по его мнению, в инструкции отсутствует порядок предоставления сведений при сопровождении их "и/или", по пп.1-4 им были исключены слова "и/или вставок из материалов с дополнительными и/или улучшающими свойствами", в связи с тем, что по Медико-техническими требования к конструкции рукавов ОХО: низ рукава задрапирован швейным швом с притачным "манжетам" (из трикотажного полотна), Медико-техническими требования к конструкции правой и левой половинке брюк ОХО: - низ брюк задрапирован швейным швом с притачным "манжетам" (из трикотажного полотна), Заявитель считает что эти характеристики относятся к: вставкам из материалов с дополнительными и улучшающими свойствами.
Таким образом, ввиду отсутствия однозначных указаний о предоставлении сведений о спорном показателе, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для субъективного применения инструкции при рассмотрении сведений о конкретных показателях и, следовательно, имела основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия УФАС разъясняет, что в случае установления аукционной комиссией хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Извещению об осуществлении закупки.
В отношении товаров по позициям N 1-4 "Набор белья для осмотра/хирургических процедур, нестерильный, одноразового использования" Заказчиком установлено ряд требование, в том числе: "- произведен из нетканого материала в один слой (наличие в критических зонах дополнительных элементов - усилительных накладок и/или вставок из материалов с дополнительными и/или улучшающими свойствами, наличие карман - не предусмотрено), с втачным капюшоном, с длинным рукавом, с центральной вертикальной линией разреза на переде (с застежкой и клапаном с минимум одной точкой фиксации у основания шеи на текстильную контактную ленту), с притачной утягивающей текстильной трикотажной тесьмой на спинке ОХО (ориентирована на линию талии или пояса)."
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлена Заказчиком в Приложение N 3 к Извещению об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что в инструкции отсутствует правило заполнения показателя, сопровождающегося словами "и"; "или"; "и/или", также указаны символы/знаки/словосочетания не использованы Заказчиком при составлении технического задания, то есть которые не могут быть применены участником при составлении заявки.
Согласно сведеньям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2022 NИЭА1 (размещен в ЕИС 22.03.2022 в 20 часов 37 минут) на участие в аукционе было подано десять заявок, семь из них были отклонены, три из отклонённых участников не справились с предоставлением значения по схожим с Заявителем основаниям.
Анализ вышеуказанных положений показал, что установленная Заказчиком инструкция не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инвестиционное агентство "Точка роста" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Управление государственного заказа
Ненецкого автономного округа
ул. им. В.И. Ленина, 27/В,
г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО, 166000
тел.: 8-81853-23114
ЭТП Газпромбанк
Якиманская наб., 2,
Москва
тел.: +7 (495) 150-06-61
ООО "Инвестиционное агентство "Точка роста"
ул. Шейнкмана, 9, оф. 116,
г. Екатеринбург, 620041
тел.: 89221603411
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1014/22
04.04.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1014/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Управление государственного заказа Ненецкого автономного округа - и аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0184200000622000228;
- внести изменения в извещение о проведении аукциона, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0184200000622000228 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0184200000622000228 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 04.05.2022.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП Газпромбанк:
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2022 г. N 44-1014/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022