Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Квиткова А.П.,
от уполномоченного органа - в отсутствии представителей,
от ООО "АКВА ПЛЮС" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Аква Плюс" на действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" г. Пятигорска, уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121300035322000007 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство путепровода по ул. Мира в г. Пятигорске".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
1. Комиссия, рассмотрев информацию, поступившую от ООО "Аква Плюс", проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
На основании ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. В первой части заявки на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, с учетом положений данной статьи, предложение по критериям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального. При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе указано, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе 8. Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частями 4 и 5 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые критерии и их величины значимости. При этом количество используемых критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
В силу части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:
1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кокса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;
2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.
Согласно пункту 2 части 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
Согласно части 4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение об оценке заявок).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок;
В соответствии с пунктом 3 Положения об оценке заявок для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 24. Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В случае применения показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", заказчиком устанавливаются условия к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе согласно пункту 28 Положения об оценке заявок.
В силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять, содержание критериев оценок исходя из максимального удовлетворения своих потребностей, стремление Заказчика выявить более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
В описании объекта закупки открытого конкурса в электронной форме N0121300035322000007 (Приложение N1 к Извещению о проведении закупки) предусмотрена обязанность Подрядчика провести экспертизу и получить положительное заключение в АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства" проектной документации, получить положительное заключение по результатам инженерных изысканий, а также провести проверку достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства и получить положительное заключение, а также получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В связи с чем, при оценке критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлены требования о предоставлении участком закупки в качестве документа, подтверждающего опыт работы, связанного с предметом контракта, а именно положительного заключения государственной экспертизы по исполненным объектам (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Отсутствие в заявке участника документов, подтверждающих его квалификацию, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком по закупке N 0121300035322000007 является Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" г. Пятигорска, то есть в рассматриваемом случае сметная стоимость проектирования строительства финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вследствие чего Подрядчик в рамках муниципального контракта обязан обеспечить прохождение государственной экспертизы проектной и сметной документации и нести ответственность за получение положительного заключения государственной экспертизы.
Из вышеизложенного следует, что негосударственная экспертиза не уполномочена проводить проверку достоверности сметной стоимости объекта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Отсутствие у какого-либо участника закупки опыта работ по разработке проектно-сметной документации с проведением государственной экспертизы в части проверки достоверности сметной стоимости, не может служить основанием для вывода о неправомерном включении такого требования в закупочную документацию, поскольку при установлении Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчик не обязан применять в качестве показателей оценки именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник закупки.
В связи с этим, требование Заказчика о подтверждении опыта работ путем предоставления копии положительного заключения государственной экспертизы является не требованием к участникам закупки, а установлено в рамках критерия оценки. Данное требование не препятствует всем желающим принять участие в конкурсе, не предрешает результатов конкурса, не создает преимущества конкретному лицу, а направлено, прежде всего, на определение победителя Конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика для выполнения работ по объекту закупки. Данный факт подтверждается определением Верховного суда РФ от 07.06.2017 г. по делу N А56-84843/2015.
Таким образом, Заказчиком обосновано и надлежащим образом были установлены соответствующие требования к положению о применения критерия оценки, показателя оценки и показателя оценки, детализирующего показатель оценки, на участие в данном Конкурсе, которые соответствуют законодательству в сфере контрактной системы.
Более того, установленное требование о предоставлении участком закупки в качестве документа, подтверждающего опыт работы, связанного с предметом контракта, а именно положительного заключения государственной экспертизы по исполненным объектам (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности установлено в соответствии с законом, что подтверждается по аналогии в следующем:
В силу ч. 2 ст. 31 Закона N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Как раз в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571"О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", а именно в приложении к нему установлено:
Работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности
Дополнительные требования к участникам закупки:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, доводы заявителя жалобы необоснованны.
В действиях заказчика в части доводов заявителя нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
2. Вместе с тем, в ходе проведенной внеплановой проверки установлено следующее:
1). В файле Приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки, а именно в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе указано:
В Критерии оценки "Квалификация участников закупки (БК)" по показателю оценки детализирующий показатель оценки установлено:
Признак 1 Общее количество исполненных участником закупки договоров |
50 |
Наличие опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта БК1 определяется следующим образом:
Отсутствие в составе заявки сведений и копий документов по показателю "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям, установленными настоящим ПОРЯДКОМ рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе |
Вместе с тем в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
В п.п. б п. 28 ПП РФ N 2604 указано, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
В п. 20 установлено следующее:
Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Таким образом, установленный порядок оценки не соответствует требованиям п. 20 и п.п. б п. 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
2). В файле Приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки, а именно в разделе 3 Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом 2 настоящего порядка установлено, что
При оценке заявок на участие в настоящем электронном конкурсе по данному признаку оценивается общее количество исполненных договоров (контрактов), предметом которых является разработка проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них.
К оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения**, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам), а именно:
- исполненные договоры (контракты), предметом которых является разработка проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них
- акты выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- положительные заключения государственной экспертизы по исполненным объектам (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Вместе с тем в п. 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" указано:
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
Таким образом, установленное требование о предоставлении участником в составе заявки "актов выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство)" не соответствует требованиям п.п. в п. 28 Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Ч. 8 ст. 32 Закона N44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 8 ст. 32 Закона N44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аква Плюс" на действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121300035322000007 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство путепровода по ул. Мира в г. Пятигорске" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика МКУ "Управление капитального строительства" г. Пятигорска, нарушившими требования ч. 8 ст. 32 Закона N44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И.Г. Лыков
Члены комиссии
С. И. Рошевский
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 апреля 2022 г. N 026/06/48-551/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022