Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии, врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Соколова Е.А
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей посредством системы видеоконференции "trueconf":
от Заказчика - в отсутствие представителей,
от ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" - Гилажовой В. Б.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Петровская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300168022000019 "Поставка детского питания".
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
23.03.2022 г. ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" в ЕИС - zakupki.gov.ru опубликовано извещение об осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме, предметом которой является поставка детского питания.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Также согласно п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, согласно п. 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Заказчиком в Приложение 1 к Техническому заданию установлены требования к характеристикам поставляемого товара по двум позициям:
1. Последующая молочная смесь для детского питания;
2. Начальная молочная смесь для детского питания.
Заказчиком во исполнение п. 6 Постановления Правительства N 145 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ включено следующее обоснование:
"При составлении Технического Задания Заказчиком были учтены не только требования, прописанные в выше указанных документах (диапазоны характеристик не выходят за пределы норм), но и в первую очередь:
- Рекомендации мед.работников ЛПУ, которые основываются на многолетнем опыте наблюдений и назначений, а также совокупности всех выше перечисленных требований и рекомендаций. На протяжении длительного времени мед.работники ЛПУ ведут активную работу с медицинскими представителями разных производителей питания для детей относительно составов и пищевой ценности питания, а также учитывается непосредственная реакция организма ребенка на употребление той или иной продукции. Любому мед.работнику, и не только, известно, что если ребенок находится на искусственном вскармливании, то целесообразно использовать ту смесь, которая наибольшим образом подходит: соответствует по показаниям к применению (для питания здоровых детей, профилактические смеси и лечебные смеси), не вызывает аллергических реакций, способствует нормальном набору веса, не вызывает дополнительных нарушений пищеварения (колики, вздутие, срыгивания_). А также принцип стабильности, т.е.рекомендуется кормить ребенка одной подходящей смесью на протяжении всего периода вскармливания. При назначении питания ребенку необходимо принимать во внимание многие факторы, в первую очередь, осуществлять дифференциальный и индивидуальный подход. Активные процессы роста и развития, характерные для организма ребенка, требуют максимально полного обеспечения возрастных потребностей в основных пищевых веществах и энергии. Это вносит определенные сложности в составлении рациона (диеты) питания у разных детей.
- Рекомендации ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН.
- Соответствие продукции требованиям Федерального закона от 02.01.2000 года N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"; СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 года N98; санитарно-эпидемиологических правил и норм "гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1078-01", утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 06.11.2001 года; санитарных правил "Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПин 2.3.6.1079-01", утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 06.11.2001 года.
3Из положений Закона N44-ФЗ следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к поставляемым товарам. Поскольку состав продукта является важнейшей составляющей потребительских свойств товара, влияющей на его качественные параметры и определяющий его применение, то указание на состав является обязательным при составлении требований к закупаемому товару.
Помимо этого Заказчиком была проделана следующая работа:
1. Проанализированы розничные сети по представленности продуктов, ассортимент. Так как сама программа по обеспечению питанием детей носит социальный характер и основывается на принципе поддержки, а не полного обеспечения, то граждане получающие питание должны будут для дальнейшего вскармливания ребенка докупать питание самостоятельно. В связи с этим, представленность продукта в розничной сети играет не мало важную роль.
2. При составлении Технического задания учитывались смеси, соответствующие по назначению, по составу и по результативности в применении.
Исходя из специфики работы учреждения, в учреждении отсутствуют условия для взвешивания смесей и фасовки их в упаковки, а также уполномоченные для этого лица. Выдача смесей в медицинском учреждении должна осуществляться в заводской упаковке, а не на развес. При указании количества продукта питания в одной упаковке Заказчик также учитывал количество детей прикрепленных к учреждению и нуждающихся в полноценном обеспечении дополнительным детским питанием."
При этом, комиссия отмечает, что нормами действующего законодательства не установлены к требования к содержанию необходимости использования при описании объекта закупки дополнительной информации.
Заказчиком в описании объекта закупки и проекте контракта установлено следующее требование: "Товар должен иметь остаточный срок годности на день поставки не менее 60 процентов от срока, указанного производителем", что по мнению Заявителя нарушает часть 1 статьи 16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Вместе с тем, срок годности, установленный как срок не менее определенной величины и выраженный в процентах (как часть целого, часть от общего срока, в том числе - срока годности, и т.п.), не является препятствием для восприятия неопределенным кругом лиц, обладающих общеизвестными сведениями относительно содержания выраженных в процентах любых величин. Требуемый срок годности, имеющий в данном случае установленное ограничение, определяемое как срок не менее 60% от общего срока годности - соответствует критериям, указанным в статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как позволяет определять (исчислить) соответствующий период этого срока (годы, месяцы, недели, дни или часы). Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.05.2021 г. по делу N А63-7394/2020
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика - ГБУЗ СК "Петровская районная больница" при описании объекта закупки N 0321300168022000019 "Поставка детского питания" нарушений требований Закона 3 44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Петровская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300168022000019 "Поставка детского питания" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е. А. Соколов
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 марта 2022 г. N 026/06/42-576/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2022