Резолютивная часть оглашена
05.04.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Детрон" (далее - Заявитель) на действия Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара (далее - Заказчик), Департамента финансов администрации городского округа Самара (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Кировского внутригородского района городского округа Самара (извещение N 0342300000122000250, начальная (максимальная) цена контракта - 11 500 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Детрон".
Согласно доводам Заявителя:
-в документации Заказчика позиции задания не содержат количество товара и объем выполненных работ;
-заказчик установил требование о том, что при выполнении работ по контракту следует использовать только новые товары, которые находятся у участника закупки в собственности, таким образом, Заказчик ограничивает участие лиц, имеющих используемые товары на праве аренды или ином законном основании, а также имеющих товары, бывшие в употреблении, и нарушает Закон о контрактной системе;
-в пунктах 3, 15, 16 Задания документации Заказчиком установлено требование о том, что вывоз отходов, собранных и полученных при выполнении работ, осуществляется автомашинами на расстояние не более 30 км. с последующей передачей их лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами. Таким образом, Заказчик не позволяет выбрать участнику закупки самостоятельно индивидуального предпринимателя или организацию для передачи ей образовавшихся или собранных отходов, что в свою очередь ограничивает в участии закупки тех лиц, которым целесообразно вывозить отходы за пределы 30 км от Кировского внутригородского района г.о. Самара (место выполнения работ);
-в абзаце 4 пункта 1 Задания на выполнение работ документации предусмотрено, что в план-задании Заказчиком также указываются объемы и конечные сроки выполнения работ на каждом объекте. При необходимости Заказчик может вносить корректировки в план-задание. Таким образом, участник закупки на момент подачи заявки не может самостоятельно определить для себя, сможет ли он на этапе исполнения контракта выполнить указанные в Задании работы в требуемые сроки. Кроме того, Заказчик вправе определять сроки по своему усмотрению без каких-либо ограничений;
-абзацем 14 пункта 2 текстовой части Задания документации установлено, что завоз и выгрузка песка и грунта осуществляется транспортом подрядчика, непосредственно по адресам, указанным Заказчиком в плане - задании. Заказчик вправе вносить в план-задание корректировки по средствам связи. Данное условие не позволяет участнику закупки сформировать ценовое предложение, поскольку он не может на момент подачи заявки определить расходы на ГСМ и иные расходы, непосредственно связанные с транспортировкой указанного груза;
-в документации Заказчика установлен ГОСТ 8645-57, утративший силу.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в действиях Заказчика, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявитель считает, что в документации Заказчика позиции задания не содержат количество товара и объем выполненных работ.
Согласно части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Установлено, что открытый конкурс в электронной форме по извещению N 0342300000122000250 проводится в соответствии с частью 22 статьи 24 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик объективно не может установить на скольких объектах ему необходимо будет выполнить работы по благоустройству территории Кировского внутригородского района в течение всего срока действия контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В условиях проекта контракта отражено условие о том, что объем работ, подлежащих исполнению, определяется на основании заявок (наряд-заданий) заказчика, предусматривается порядок определения объема выполняемой работы на основании заявок заказчика.
Таким образом, по данному доводу Комиссия Самарского УФАС России нарушение норм Закона о контрактной системе не установила.
Согласно доводам Заявителя Заказчик в документации установил требование о том, что при выполнении работ по контракту следует использовать только новые товары, которые находятся у участника закупки в собственности, таким образом, Заказчик ограничивает участие лиц, имеющих используемые товары на праве аренды или ином законном основании, а также имеющих товары, бывшие в употреблении, и нарушает Закон о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4.3.10 проекта контракта подрядчик гарантирует, что товар, используемый при выполнении работ, является новым, принадлежит ему на праве собственности, не состоит в судебном споре, никому не продан, не подарен, не находится под залогом, свободен от обременения третьими лицами, под арестом или иным запретом не состоит, а также не находился ранее в эксплуатации, и соответствует требованиям Контракта и Заданию (Приложение 1 к Контракту).
Согласно письменным пояснениям Заказчика требования пункта 4.3.10. проекта контракта относятся к товарам, которые перечислены в Приложении 1 к Заданию (Описанию объекта закупки), используемым при выполнении работ, с указанными характеристиками, не требующими предоставления в первых частях заявок конкретных показателей, являющихся расходным (строительным) материалом при выполнении работ, без которых не возможно выполнить работу и передать результат выполненных работ Заказчику.
Требования к оборудованию, инструментам, технике участников закупки, которые не являются товаром, не расходуются при выполнении работ, не передаются в качестве результата работ, Заказчиком не установлены.
Перечисленные Заявителем в жалобе автогидроподъемники, инструменты и техника не являются товаром, не расходуются при выполнении работ и представляют собой инструменты и оборудование, в отношении которых ограничения по новизне или принадлежности их подрядчику на праве собственности не установлены.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Заявитель считает, что в пунктах 3, 15, 16 Задания документации Заказчиком установлено требование о том, что вывоз отходов, собранных и полученных при выполнении работ, осуществляется автомашинами на расстояние не более 30 км. с последующей передачей их лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами. Таким образом, Заказчик не позволяет выбрать участнику закупки самостоятельно индивидуального предпринимателя или организацию для передачи ей образовавшихся или собранных отходов, что в свою очередь ограничивает в участии закупки тех лиц, которым целесообразно вывозить отходы за пределы 30 км от Кировского внутригородского района г.о. Самара (место выполнения работ).
Антимонопольным органом установлено, что при определении начальной цены единицы работ на вывоз отходов автомашинами и передачей отходов организации, имеющей право осуществлять деятельность по обращению с отходами, Заказчиком были использованы ценовые предложения организаций, предлагающих осуществление указанных видов работ на расстояние не более 30 км, с целью уменьшения затрат на транспортировку отходов, эффективного расходования бюджетных средств.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно доводам Заявителя в абзаце 4 пункта 1 Задания на выполнение работ документации предусмотрено, что в план-задании Заказчиком также указываются объемы и конечные сроки выполнения работ на каждом объекте. При необходимости Заказчик может вносить корректировки в план-задание. Таким образом, участник закупки на момент подачи заявки не может самостоятельно определить для себя, сможет ли он на этапе исполнения контракта выполнить указанные в Задании работы в требуемые сроки. Кроме того, Заказчик вправе определять сроки по своему усмотрению без каких-либо ограничений.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, Уполномоченного органа причиной, принятого Заказчиком решения о проведении закупки без определенного объема, послужило обстоятельство наличия большого количества снежных масс и невозможность определения, в связи с этим состояния планируемых к уборке территорий внутригородского района.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что в условиях проекта контракта отражено условие о том, что объем работ, подлежащих исполнению, определяется на основании заявок (наряд-заданий) заказчика, которые будут формироваться ежемесячно по наличию приоритетности, потребности в незамедлительном приведении конкретных мест, требующих уборки, в надлежащее состояние, предусматривается порядок определения объема выполняемой работы на основании заявок заказчика.
Результатом выполнения работ является приведение в нормативное состояние территории Кировского внутригородского района, улучшение внешнего облика района, экологических условий, содержания территорий в надлежащем состоянии во избежание несчастных случаев и пожаров, поэтому заранее предусмотреть, какие виды работ из перечня необходимо выполнить и в каком объеме, затруднительно.
В пункте 5.1. контракта установлен общий срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 31.12. 2022 года (включительно).
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия Самарского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя, абзацем 14 пункта 2 текстовой части Задания документации установлено, что завоз и выгрузка песка и грунта осуществляется транспортом подрядчика, непосредственно по адресам, указанным Заказчиком в плане - задании. Заказчик вправе вносить в план-задание корректировки по средствам связи. Данное условие не позволяет участнику закупки сформировать ценовое предложение, поскольку он не может на момент подачи заявки определить расходы на ГСМ и иные расходы, непосредственно связанные с транспортировкой указанного груза.
Закон о контрактной системе позволяет Заказчику осуществлять закупки неопределенного объема. Потребность в выполнении предусмотренных в извещении об осуществлении закупки видов работ на территории Кировского внутригородского района определяется исходя из приоритетности, оформляется ежемесячно в виде заявки.
При проведении указанной закупки все участники закупки находятся в равных условиях, конкуренция в указанном случае не нарушена. Участники закупки при этом несут одинаковые предпринимательские риски, которые включают в себя прямые или косвенные угрозы хозяйственной или финансовой деятельности, возможные негативные моменты, которые могут возникнуть в ходе реализации работ и услуг.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводам Заявителя, в документации Заказчика установлен недействующий ГОСТ 8645-57.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Установлено, что показатели ГОСТ 8645-57, применимые к позиции N1 "Ограждения пешеходные (h=0,73 м)" Описания объекта закупки документации,
дублируются в действующем в настоящий момент ГОСТ8645-68. Заявителем не указано, какие именно показатели по позиции N1 вводят участников закупки в заблуждение.
На участие в закупке подано 2 заявки, все заявки допущены к участию в конкурсе.
Запросов разъяснения положений конкурсной документации в адрес Заказчика не поступало.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Детрон" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 апреля 2022 г. N 126-14860-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022