Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Базоевой Л.В., представителей Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Управление дорожного хозяйства" Солопекина А.А., Петренко С.А., Никульшиной К.Н.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проект +" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ капитальному ремонту дворовой территории дома N54 по улице Карла Либкнехта" (0149200002322000978) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
18.03.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области.
Заказчик: ММБУ "УДХ".
Наименование объекта закупки: Выполнение работ капитальному ремонту дворовой территории дома N54 по улице Карла Либкнехта (Национальный проект "Жилье и городская среда").
Начальная (максимальная) цена контракта: 27 816 945,27 р.
ООО "Проект +" обратилось с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона. Заявитель ссылается, что Заказчик незаконно установил требование к участникам закупки о том, что они должны быть членами СРО. Кроме того, ММБУ "УДХ" неверно указало код закупки.
ММБУ "УДХ" и Комитетом по конкурентной политике Мурманской области представлены письменные возражения.
Комиссия Мурманского УФАC проверила обоснованность действий Заказчика и установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, определенную указанной частью.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства участник закупки должен быть членом соответствующей СРО (СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), за исключением предусмотренных законом случаев (части 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ).
По мнению подателя жалобы, требование о наличии специальной правоспособности у участников рассматриваемой закупки в виде членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является избыточным поскольку не учитывает объект закупки.
Как ранее было указано, объектом проводимой закупки является выполнение работ капитальному ремонту дворовой территории дома N54 по улице Карла Либкнехта.
В соответствии с пунктами 10, 10.2 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
- некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Дворовые территории являются объектом капитального строительства непроизводственного назначения так как непосредственно относятся к многоквартирным домам, и в соответствии с подпунктом б) пункта 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N87) состоят из сооружений жилищного фонда.
При подготовке проектной документации на объект капитального строительства разрабатывается, в том числе схема планировочной организации земельного участка, которая согласно подпунктам "ж" и "м" пункта 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N87, должна содержать решения по благоустройству территории.
Также, согласно разделу 5 "Особенности приемки в эксплуатацию жилых зданий" "СП 68.13330.2017. Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87", утвержденными Приказом Минстроя России от 27.07.2017 N 1033/пр, законченные строительством жилые здания сдаются в эксплуатацию только после выполнения строительно-монтажных работ, устройству верхнего покрытия дорог и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установке малых архитектурных форм и иных мероприятий в полном соответствии с утвержденной проектной документацией.
На основании изложенного, объект капительного строительства (многоквартирный жилой дом - (далее МКД) сдается в эксплуатацию вместе с прилегающей территорией, состоящей из различных объектов - сооружений жилищного фонда и благоустройства, и в последующем при эксплуатации здания нельзя отделять здание МКД от дворовых территорий, входящих в его состав.
Сооружения дворовой территории, подлежащие капитальному ремонту, включены в состав МКД N54 по улице Карла Либкнехта, что подтверждается данными паспорта МКД, а также работы проводятся в целях приведения дворовой территории МКД в соответствие с требованиями федеральных законов от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Проектной документацией по капитальному ремонту дворовой территории дома N54 по улице Карла Либкнехта, шифр 270-ПД-21, включены следующие работы:
- Разборка всех существующих конструкций (проезжая часть, тротуары, контейнерные и детские площадки и тд);
- Устройство проезжей части и тротуаров, с устройством основания из щебня и установкой бортовых камней;
- Благоустройство территории (установка ограждений, скамеек, урн, разбивка газонов, расстановка малых архитектурных форм, переустройство детской площадки и т.д.);
- Полное переустройство наружного освещения с устройством новых фундаментов и монтажом новых опор;
- Демонтаж подпорной стены и сборного железобетона и монтаж новой монолитной подпорной стены (с устройством ее фундаментов);
- Переустройство систем ливневой бытовой и ливневой канализации и сетей связи.
Пунктами 13 и 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что:
основание здания или сооружения (далее также - основание) - массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от природных и техногенных процессов, происходящих в массиве грунта;
сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно письму министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.10.2019 N 37248-ЮТ/06 работы по благоустройству, проводимые на дворовых территориях, исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и ВСН 58-88 (р) "Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденные Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, относятся в зависимости от вида работ к текущему или капитальному ремонтам.
Таким образом, в состав работ входят различные объекты, имеющие прочную связь с землей, демонтаж и (или) перемещение которых невозможен без несоразмеримого ущерба их назначению, имеющие основание и фундаменты, относящиеся объектам капитального строительства, и также в отдельности попадают под определения пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с приложением N8 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" работы, входящие в состав объекта закупки, относятся к перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
При этом, все работы, входящие в состав проектной документации, необходимо выполнять комплексно.
Исходя из определения пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации при капитальном ремонте дворовой территории дома N54 по улице Карла Либкнехта будут выполнятся работы, относящиеся к капитальному ремонту.
Учитывая вышесказанное, объектом закупки является комплекс работ по капитальному ремонту различных объектов капитального строительства, некапитальных сооружений и объектов благоустройства.
Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что Заказчиком обосновано установлено требование к участникам закупки об их членстве в СРО.
По существу второго довода жалобы установлено следующее.
В извещении о проведении закупки содержится идентификационный код проводимой закупки (ИКЗ): 223519091812351900100101040014299243.
В соответствии с Порядком формирования идентификационного кода закупки, установленного приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" идентификационный код закупки представляет собой цифровой, машиночитаемый код, соответствующий одной закупке и формируемый заказчиком, осуществляющим закупку.
Структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 34-36 разряды включают в себя код вида расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, определенный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Приложением N 3 к приказу управления финансов администрации города Мурманска от 12.11.2021 N 189 "О порядке применения бюджетной классификации расходов бюджета муниципального образования город Мурманск" установлен перечень кодов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджета муниципального образования города Мурманск.
Вышеуказанным перечнем установлен код под номером "243", имеющий наименование "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Как ранее было установлено, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту дворовой территории, ввиду чего идентификационный код закупки содержит в себе код вида расходов под номером "243".
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проект +" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ капитальному ремонту дворовой территории дома N54 по улице Карла Либкнехта" (0149200002322000978) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 4 апреля 2022 г. N 051/06/106-166/2022 (ключевые темы: капитальный ремонт - многоквартирный дом - антимонопольный орган - объекты капитального строительства - жилой дом)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022