рассмотрев обращение МКУ "Административно-техническая инспекция г. Перми" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Каменских Е.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на установку электромагнитного замка (договор N СТ44 от 24.11.2021 г.),
УСТАНОВИЛА:
В рамках ст. 93 Закона о закупках между Заказчиком и ИП Каменских Е.А. (далее - Подрядчик) заключен контракт N СТ44 от 24.11.2021 г. на установку электромагнитного замка. Цена контракта - 13 600,00 руб. (далее - Контракт).
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 24.02.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена п. 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по установке электромагнитного замка (далее - Работы) на объекте Заказчика, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, 32 и сдать результат Работ Заказчику.
1.2. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
1.3. Содержание и объем Работ, а также требования к ним изложены в Техническом задании (приложение N 1 к Договору) и Спецификации (приложение N 2 к Договору), являющимися неотъемлемыми частями Договора.
1.4. Работы выполняются силами Подрядчика - из его материалов и оборудования, его силами и средствами, если иное не оговорено в дополнительном соглашении Сторон.
1.7. Срок выполнения Работ: в течение 12 (двенадцать) рабочих дней с момента внесения предоплаты согласно п.2.2.1 Договора.
3.1. Подрядчик обязуется:
3.1.1. исполнить взятые на себя обязательства в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, нормативно-техническими документами, регламентирующими качество выполнения Работ и требования к применяемым материалам, выполнить монтажные работы в соответствии с техническими решениями по их применению;
3.1.2. Подрядчик обязуется выполнить все Работы по Договору в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Договором;
3.1.3. сдать результаты выполненных Работ Заказчику по Акту;
3.1.4. устранять своими силами и за свой счет, в согласованные Заказчиком сроки, все дефекты и недоделки, выявленные в процессе выполнения, приемки Работ и в период гарантийной эксплуатации.
3.1.5. Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить Работ при обнаружении:
-возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнении Работ по настоящему Договору;
- иных обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполнения Работ, выполняемых по настоящему Договору, либо создающих невозможность завершения выполнения Работ по настоящему Договору в установленный срок.
3.2. Права Подрядчика:
3.2.1. на своевременную оплату в полном объеме Заказчиком Работ Подрядчика;
3.2.2. привлекать третьих лиц для выполнения Работ по Договору в качестве субподрядчика. При привлечении третьих лиц для выполнения Работ по Договору в качестве субподрядчика, Подрядчик отвечает за их действия.
3.3. Заказчик обязан:
3.3.1. обеспечить специалистам Подрядчика доступ к месту Работ;
3.3.2. оказывать Подрядчику содействие в выполнении Работ;
3.3.3. Заказчик обязуется своевременно оплатить выполненные Работы в размере, в сроки и в порядке, предусмотренные настоящим Договором;
3.3.4. Заказчик обязуется принять выполненные Работы в порядке, предусмотренном настоящим Договором по Акту с направлением второго экземпляра в адрес Подрядчика.
3.4. Права Заказчика:
3.4.1. Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество выполненных Подрядчиком Работ, не вмешиваясь в его деятельность;
3.4.2. если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего Договора или выполняет Работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать возмещения убытков;
3.4.3. если во время выполнения Работ по настоящему Договору станет очевидным, что Работы не будут выполнены надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от настоящего Договора либо устранить недостатки своими силами или поручить устранение недостатков третьему лицу с отнесением расходов на Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Заказчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть Договор в соответствующих случаях:
существенное нарушение Подрядчиком условий Договора о качестве и сроке Работ; аннулирование лицензии у Подрядчика или издания законодательных актов, препятствующих производству Работ Подрядчика.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно п. 2.2.1. Договора в течение 7 рабочих дней с даты заключения Контракта Заказчик оплачивает Подрядчику аванс 60 (шестьдесят) % от суммы, указанной в п. 2.1. Контракта, в размере 8160,00 руб. на основании счета, выставленного Подрядчиком. Платежным поручением от 02.12.2021 г. N 534852 авансовый платеж в размере 8160,00 руб. был оплачен Заказчиком. 22.12.2021 г. в адрес Заказчика поступило письмо от Подрядчика N 24 от 21.12.2021 г., которым он уведомил Заказчика о том, что работы будут выполнены в срок до 26.12.2021 г. включительно, задержка выполнения работ Подрядчиком по была вызвана нарушением сроков поставки производителем отдельных комплектующих. Ввиду того, что к 27.12.2021 г. работы по Контракту выполнены не были, Заказчик в адрес Подрядчика было направлено уведомление от 28.12.2021 г. N 059-25/1-01-13-754 о ненадлежащем исполнении контракта, с предложением незамедлительно устранить выявленные недостатки и произвести работы по установке электромагнитного замка согласно условиям Контракта. 17.01.2022 г. Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено требование-претензия от 14.01.2022 г. N 059-25/1-01-13-5 об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных договором на установку электромагнитного замка, с предупреждением о том, что в случае не устранения нарушения сроков выполнения работ до 28.01.2022 Заказчик имеет право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Поскольку на 24.02.2022 г. Подрядчиком работы не выполнены Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 25.01.2022 указанное решение направлено в адрес Подрядчика посредством почтовой связи.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 24.02.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Подрядчику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
14.03.2022 г. Заказчику с помощью почтового отслеживания стало известно, что решение об одностороннем отказе вручено Подрядчику 12.03.2022 г. Датой надлежащего уведомления будет являться 14.03.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.03.2022 г.
ИП Каменских Е.А. на заседание Комиссии не явилась, не представила доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, доказательств, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта.
Стоит отметить, что ИП Каменских Е.А. осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ИП Каменских Е.А. должна была осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что Подрядчиком предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что Подрядчиком в установленный Контрактом срок не выполнения работ. Таким образом, Подрядчиком допущены существенные нарушения условий контрактов.
Своими действиями ИП Каменских Е.А. нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия отмечает, что ИП Каменских Е.А., при заключении контракта, согласилась со всеми изложенными в Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение о подписании Контракта, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с установкой электромагнитного замка. Кроме того, предоставленный Заказчиком аванс Подрядчиком не возвращен.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости объекта, пришла к выводу о том, что Подрядчиком были совершены действия, которые свидетельствуют о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Каменских Евгении Анатольевне (614077, г. Пермь, ул. Пушкарская, д. 67, кв. 1, ИНН 590699999825) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Каменских Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Каменских Е.А. из реестра недобросовестных поставщиков считать 04.04.2024 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-148 от 30.03.2022 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-148 от 30.03.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
25.03.2022 |
30.03.2022 |
23.03.2022 |
- |
23.03.2022 |
30.03.2022 |
30.03.2022 |
- |
04.04.2022 |
04.04.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 марта 2022 г. N РНП-59-148
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022