Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии представителя ФГБУ "ФЦССХ ИМ. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) - Останинной С.Л., действующей на основании доверенности, представителя ООО "Чистые Системы" - Насырова И.Д., действующего на основании доверенности.
рассмотрев жалобу ООО "Чистые системы" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФЦССХ ИМ. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на оказание услуг по дезинфекции и чистке воздуховодов гигиенического кондиционирования и общеобменной вентиляции. (изв.N 0356100029522000030),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029522000030 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по дезинфекции и чистке воздуховодов гигиенического кондиционирования и общеобменной вентиляции.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.03.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 3 582 514,44 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 23.03.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, в нарушение норм, действующего законодательства не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 36 или п. 14 постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 2571).
Обосновывая довод, в отношении установления дополнительных требований, в соответствии с п. 36 приложения к ПП N 2571, Заявитель ссылается на положения "ГОСТ Р 58393-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования". (далее - ГОСТ).
Заказчик с доводом жалобы не согласен, о чём изложил в своих письменных и устных пояснениях.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Вместе с этим п.1 ПП N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением к настоящему постановлению.
Согласно пп. "а" п.3 ПП N2571 положения приложения к ПП N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно п.36 Приложения при проведении закупочной процедуры объектом которой являются услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличие у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается представлением в составе заявки:
1) исполненного договора;
2) акта выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В ходе рассмотрения жалобы, Заказчик пояснил следующее.
Системы вентиляции, подлежащие обслуживанию, в большей степени, являются инженерным оборудованием, а объектом закупки является не клининг, не услуги по техническому обслуживанию здания, а дезинфектология, ввиду чего, по мнению Заказчика, дополнительные требования, предусмотренные пп.14, 36 Приложения к ПП N 2571 не могут быть установлены.
Так же, по мнению Заказчика, к объекту закупки применяются требования, установленные специальной нормой - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (далее - СанПин 2.1.3678-20), на основании чего, нормы, указанного Заявителем ГОСТа не могут применяться к объекту закупки.
С целью проверки сведений, представленных Заказчиком в своих пояснениях, Комиссией в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Роспортребнадзор) был сделан запрос.
Согласно ответу Роспотребнадзора требования, изложенные в СанПин 2.1.3678-20 не противоречат требованиям, установленным в ГОСТе, спорные документы могут применяться одновременно.
Согласно Извещению о проведении закупки и опубликованному Техническому заданию объектом закупки является оказание услуг по дезинфекции и чистке воздуховодов гигиенического кондиционирования и общеобменной вентиляции.
В соответствии с приложенным к извещению о проведении закупки Техническим заданием, в перечень работ по объекту закупки включены, в том числе, следующие работы.
- Демонтаж / Монтаж фильтров в количестве 68 штук, классом высокой эффективности очистки Н11-Н14 (Фильтры, используемые при выполнении оказания услуг по очистке, дезинфекции систем вентиляции, предоставляет Заказчик).
- Проверка эффективности работы систем вентиляции.
- Изготовление и установка технологических (инспекционных) герметичных лючков;
Комиссия принимает во внимание, что в разделе "Объект закупки" Извещения о проведении электронного аукциона, Заказчиком установлено, что согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, объект закупки относится к услугам по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования (ОКПД 2: 33.12.18.000).
Ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы об обязательном установлении дополнительных требований, предусмотренных п. 36 приложения к ПП N 2571.
Согласно ч.8 ст.55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Как было указано выше, Заказчиком установлено, что согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, объект закупки относится к услугам по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования (ОКПД 2: 33.12.18.000).
При этом, согласно ч.8 ст.55.24 ГрК РФ, под техническим обслуживанием заданий и сооружений понимается, в том числе, поддержание систем инженерно-технического обеспечения задания в исправности и надлежащем техническом состоянии.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что услуги по дезинфекции и чистке воздуховодов гигиенического кондиционирования и общеобменной вентиляции относятся к услугам поддержания систем инженерно-технического обеспечения зданий в исправности и надлежащем техническом состоянии, таким образом объектом закупки, фактически, является техническое обслуживание зданий.
Согласно п.14 Приложения при проведении закупочной процедуры объектом которой являются услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличие у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам 2022-18355 6 определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается представлением в составе заявки:
1) исполненного договора;
2) акта выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Ввиду вышеизложенного Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 14 Приложения к Постановлению N 2571.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика усматриваются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрено п. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Чистые системы" на действия ФГБУ "ФЦССХ ИМ. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь), при проведении электронного аукциона на оказание услуг по дезинфекции и чистке воздуховодов гигиенического кондиционирования и общеобменной вентиляции. (изв.N 0356100029522000030) обоснованной в части довода об отсутствии в извещении о проведении закупки дополнительных требований, предусмотренных п. 14 приложения к ПП N 2571.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 апреля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2022