Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции - Халлаевой Д.М - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Инспекции:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Микаилова М.М. - Заместителя начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
В отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
На основании поступившей информации (обращение Прокуратуры РД в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приказа Дагестанского УФАС России N 29 от "15" марта 2022 г. инспекцией Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки. Была проведена внеплановая камеральная проверка по адресу г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-й этаж, каб. N88 в отношении ГБУ РД "МАХАЧКАЛИНСКИЙ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ N 2 ИМ. Р.А. КАРИМОВА" (далее - Заказчик) на предмет соблюдения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении Электронных аукционов N 0303200071121000178 "МРМ О8" ; N 0303200071121000177 "МРМ О7" ; N 0303200071121000176 "МРМ О6" ; N 0303200071121000175 "МРМ О5" ; (далее - Закупки)
По результатам проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее:
28.10.2021 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) были размещены извещение и аукционная документация по проведению Закупок.
Победителем Аукционов с номерами извещений 0303200071121000175, 0303200071121000176, 0303200071121000177 определен ИП Абуков В.А. (ИНН 2225209968) с которым заключены контракты.
Победителем Аукциона N 0303200071121000178, было признано ООО "Здравмедком" (ИНН:2225209968) с которым заключен контракт на поставку медицинского расходного материала (МРМ 08) от 06.12.2021 г.
В своем обращении ООО "Здравмедком" просит дать правовую оценку правомерности действия Заказчика по организации вышеперечисленных закупок, а также провести проверку соответствия требованиям Закона о контрактной системе.
Из пояснений Заказчика направленных на заседание Инспекции следует:
После заключения контракта, 06.12.2021 г Заказчиком направлена заявка в адрес ООО "ЗДРАВМЕДКОМ" на поставку товара по одной единице каждой позиции спецификации в целях проведения осмотра и при необходимости экспертизы на предмет соответствия требованиям к характеристикам Товара, указанным в контракте (Исх. N 1044).
10.12.2021 г. Заказчиком направлена претензия о просрочке поставки товара (Поставка Товара осуществляется партиями с момента заключения контракта по 31.12.2021 г., на основании заявок Заказчика. Срок исполнения не должен превышать 3 (трех) рабочих дней с момента отправки Поставщику заявки) и с указанием очередного срока поставки товара 13.12.2021 г., включительно (Исх. N 1052).
14.12.2021 г. товар по заявке от 06.12.2021 г. поступил. В связи с тем, что с товарами производителя "Здравмедтех" чью продукцию и поставило общество с ограниченной ответственностью "Здравмедком" в рамках исполнения Контракта, у Заказчика уже имелся негативный опыт по итогам ранее заключенных контрактов с ООО "Румед" и ООО "Интерком", связанный с несоответствием поставленных товаров требуемым характеристикам согласно Контракту и некой "конкурентной войны" двух организаций поставляющих продукцию одного и того же производителя с противоречивыми характеристиками, результат чего если бы не своевременные действия Заказчика, в конечном итоге мог плохо отразиться на работе лечебного учреждения, Заказчиком принято решение о проведении экспертизы поставленных образцов Товара с привлечением специализированного экспертного учреждения.
Прежде чем направить товар на экспертизу Заказчик уточнил у экспертной организации предварительно, занимаются ли они такого рода исследованиями, так как обращения Заказчика до этого в разного рода институты и лаборатории по регионам России не дали обратной связи (скриншот прилагается).
Вместе с тем не раз обращался с экспертной организации с просьбой ускорить исследование, так как нарушаются сроки приемки товара (скриншоты прилагаются).
По итогам экспертизы 21.01.2022 г. Заказчиком направлены в адрес Поставщика копия заключения эксперта на 27 (двадцати семи) листах и претензия N2 о несоответствии поставленного товара с обозначением срока поставки товара надлежащего качества до 25.01.2022 г. включительно.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом предусмотрена в разделе 9 государственного контракта.
Инспекция Дагестанского УФАС России, изучив положения раздела 9 государственного контракта об условиях об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается ненадлежащее исполнение обязательств в части оплаты поставленного товара.
Между тем, согласно ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) утратил силу с 1 октября 2019 года. - Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ;
5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом у Дагестанского УФАС России отсутствуют полномочия по контролю за соблюдением вышеуказанных пунктов, так как Дагестанское УФАС России не является органом внутреннего муниципального финансового контроля.
Статье 3 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрено что, Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Так же, пунктом 13.2. Контракта установлено, Все споры и разногласия в связи с исполнением Контракта, разрешаются путем переговоров. Если по результатам переговоров Стороны не приходят к согласию, дело передается на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
По вопросу соблюдения законодательства о контрактной системе при одновременном проведении вышеуказанных Аукционов, Инспекцией установлено:
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок - является обеспечение конкуренции (ст. 6 Закона о контрактной системе). Статьей 8 Закона о контрактной системе закреплено, что принцип обеспечения конкуренции заключается в следующем: контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики должны использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона. Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Все вышеуказанные Аукционы были проведены конкурентными способами, ООО "Здравмедком" была подана заявка только на один аукцион N 0303200071121000178, каких-либо препятствий для участия в остальных Закупках не установлено.
Под дроблением закупок понимается закупка товара (работы, услуги) не в рамках, например, одного электронного аукциона, а по нескольким контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по цене не выше пределов, установленных для закупок малого объема.
Ограничение подобных действий ранее было предусмотрено Законом N 94-ФЗ в отношении одноименных товаров (работ, услуг). Закон о контрактной системе такое ограничение не устанавливает и не запрещает закупать эти товары (работы, услуги) неоднократно, в том числе у одного контрагента. Указанные выводы подтверждаются, например, Письмами ФАС России от 25.04.2017 N РП/27902/17, от 14.11.2019 N ИА/100041/19, Минфина России от 24.07.2017 N 24-05-09/47113).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
Р Е Ш И Л А:
1. Признать отсутствие в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: Д.М. Халлаева
Члены Инспекции: Р.А.Халилов
М.М. Микаилов
Исп. Микаилов М.М.
Тел: 8(499) 755-23-23 доб. 005-116
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 29 марта 2022 г. N 13-ВП/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022