Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - КГБУЗ "Усть-Калманская центральная районная больница" Тумашовой Светланы Николаевны путем видеоконференции;
от ООО "Вектор" Склярова Николая Ивановича;
рассмотрев заявление Заказчика - КГБУЗ "Усть-Калманская центральная районная больница" о включении сведений об ООО "Вектор", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0817200000321009705 "Поставка угля на отопительный период 2021-2022 годов" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - КГБУЗ "Усть-Калманская центральная районная больница" о включении сведений об ООО "Вектор" (далее - Общество, Поставщик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0817200000321009705 "Поставка угля на отопительный период 2021-2022 годов".
Представитель Заказчика пояснила, что 16.08.2021 г. между Заказчиком и ООО "Вектор" был заключен контракт на поставку угля на отопительный сезон 2021-2022 гг. Поставка угля по графику в ноябре 2021 г. и декабре 2021 г. не была осуществлена, в январе 2022 г. был поставлен уголь, Заказчик запросил разъяснения по марке угля, однако, не получил ответа, разрешение на отпуск угля со станции вскоре было отозвано. Поскольку по состоянию на 09.02.2022 г. уголь не был поставлен, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик направил в УФАС по Алтайскому краю сведения об ООО "Вектор" для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Общества пояснил, что первая партия угля была поставлена по графику в августе 2021 г., последующие партии угля, ожидающие на площадке хранения угля ОАО "РЖД" ст. Алейская Заказчиком не были приняты по неизвестным причинам. Представитель Общества считает, что Общество не уклонялось от исполнения контракта и предлагало уголь, однако, Заказчик отказался от товара.
Заслушав пояснения сторон Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок объявила перерыв в заседании комиссии для предоставления Обществом доказательств поставок Заказчику угля, соответствующего условиям контракта.
После перерыва представитель Общества предоставил документы в обоснование своих возражений.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
21.07.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321009705 "Поставка угля на отопительный период 2021-2022 годов", а также аукционная документация, техническое задание, проект контракта. Начальная (максимальная) цена контракта составила 371 000,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.07.2021 г. на участие в закупке было подано три заявки, все заявки были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 03.08.2021 г. заявка ООО "Вектор" с ценовым предложением 369 145,00 руб. была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
16.08.2021 г. по итогам электронного аукциона между КГБУЗ "Усть-Калманская центральная районная больница" и ООО "Вектор" был заключен контракт N Ф.2021.970531 на поставку угля на отопительный сезон 2021-2022 гг.
Согласно п. 1.1, 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно или с привлечением соисполнителей Заказчику уголь на отопительный период 2021-2022 годов по наименованию(ям), качеству, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1) (далее - "товар") в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Поставщик обязуется в месте поставки товара выполнить погрузо-разгрузочные работы.
Согласно п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 369 145 рублей.
Разделом 4 контракта определено следующее:
Поставка Товара осуществляется партиями в соответствии с графиком поставки товаров, указанным в Перечне адресов и графике поставки (Приложение N 2).
Поставщик не позднее чем за 24 часа до момента поставки товара должен уведомить Заказчика о планируемой отгрузке в порядке, предусмотренном пунктом 12.1 Контракта. Сообщение должно содержать ссылку на реквизиты Контракта, а также дату и планируемое время отгрузки.
Согласно п. 5.1 контракта Поставщик в срок, указанный в пункте 4.1 Контракта, при поставке товара, должен передать Заказчику следующие документы на русском языке либо точный и достоверный перевод на русский язык:
копию сертификата соответствия (декларации о соответствии);
подписанные акт приема передачи товара и товарную накладную / УПД в двух экземплярах, счет и счет-фактуру (при наличии).
Приложением N 2 к контракту установлен график поставки товара, согласно которому поставка осуществляется этапами и в количестве:
- август 2021 г. - 60 тонн;
- ноябрь 2021 г. - 20 тонн;
- декабрь 2021 г. - 20 тонн;
- январь 2022 г. - 20 тонн;
- март 2022 г. - 20 тонн.
Согласно спецификации ( приложение N 1 к контракту) к поставке подлежит уголь марки ДР.
В материалах дела имеются следующие документы:
- копия претензии Заказчика от 02.12.2021 г. в адрес Поставщика о непоставке партии угля в ноябре 2021 г., с требованием отгрузить уголь в течение 10 дней с момента получения претензии;
- копия письма Заказчика от 19.01.2022 г. в адрес Поставщика, которым Заказчик просит сообщить об отгрузке угля в январе 2022 г.;
- копия ответа Поставщика от 19.01.2022 г. о том, что уголь и распоряжение на отпуск находятся на площадке хранения угля ОАО "РЖД" на станции Алейская;
- копия письма Заказчика в адрес Поставщика от 21.01.2022 г. о даче разъяснений в отношении марки поставленного угля, поскольку отгружен бурый уголь, что не соответствует условиям контракта;
- копия письма Заказчика от 26.01.2022 г. в адрес Поставщика о выдаче распоряжения на отпуск угля марки ДР, направлении разрешения на отпуск угля на электронный адрес Заказчика.
Таким образом, из представленных сторонами писем следует, что уголь в ноябре и декабре 2021 г. Заказчику не был поставлен, в январе 2022 г. был поставлен уголь на площадку хранения угля, однако, на запрос разъяснений в отношении марки поставленного угля Поставщик не ответил, на письмо Заказчика от 26.01.2022 г. Поставщик не ответил.
Доказательства направления Заказчику документов, которыми должна сопровождаться поставка товара согласно п. 5.1 контракта, в материалах дела отсутствует.
Обществом не представлено доказательств уклонения Заказчика от принятия товара. Представленная Обществом копия удостоверения N 2 160/1 о качестве угля 19.12.2021 г. не свидетельствует о том, что именно данный уголь был поставлен Заказчику. Общество не предоставило Заказчику разъяснения по марке угля.
Принимая во внимание пояснения представителя Заказчика о том, что разрешение на отпуск угля в январе 2022 г. было отозвано Поставщиком, а также документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия считает, что отсутствуют доказательства поставки товара по контракту в ноябре и декабре 2021 г., январе 2022 г., Поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки товара.
09.02.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товаров.
Решение было направлено Обществу заказным письмом с уведомлением, по электронной почте, а также было размещено в единой информационной системе 09.02.2022 г.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в том числе в связи с неоднократным нарушением Поставщиком сроков поставки товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п.3 ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку уведомление о вручении решения Поставщику Заказчиком не было получено, датой уведомления Поставщика о принятии решения считается 25.02.2022 г. - 16-й день после размещения решения в ЕИС. Решение вступило в силу 10.03.2022 г.
Комиссия также считает, что согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с изложенным, Комиссия считает, что Обществом не представлено доказательств отсутствия угля требуемой марки на рынке, а рост цен на уголь не является обстоятельством непреодолимой силы, что является обычным риском предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контрактов.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН 2222827155 , ул. Новгородская, д. 22, оф.12, г. Барнаул, 656066), его учредителе, директоре - Фоненштиль Александре Яковлевиче (ИНН 222201089120) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0817200000321009705 "Поставка угля на отопительный период 2021-2022 годов" сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 марта 2022 г. N РНП-22-109/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022