Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галит" (далее - заявитель, общество) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений фельдшерско-акушерского пункта села Орловка бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Калачинская центральная районная больница" по адресу: Омская область, Калачинский район, село Орловка, ул.Молодежная,д.4." (извещение N 0152200004722000278) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Калачинская центральная районная больница" (далее - заказчик),
в отсутствие представителя заказчика, извещенного надлежащим образом;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_> (доверенность от 04.04.2022);
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 143 от 07.02.2022);
заинтересованного лица ООО "Фортуна" - <_> (доверенность от 21.01.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3074э от 15.03.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 15.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004722000278 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 8 391 183,60 руб.
23.03.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 2 ценовых предложения.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 25.03.2022 следует, что заявка одного участника электронного аукциона признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 220 (ООО "Фортуна") с ценой контракта 7887712,56 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, его заявка на участие в электронном аукционе неправомерно отклонена комиссией по осуществлению закупок по основаниям, указанным в протоколе подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отельных видов товаров, работ, услуг ля обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе уполномоченным органом было установлено следующее требование к участникам закупки:
"Требования в соответствии с позицией 10 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
В соответствии с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению, прикрепленными к извещению о проведении электронного аукциона, участниками закупки представляются:
"В подтверждение опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 10 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"
(далее - ПП РФ от 29.12.2021 N 2571):
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В подтверждение опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 10 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В подтверждение опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 10 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию".
В силу пунктов 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
По результатам рассмотрения заявок на участие в закупке, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа в отношении заявки ООО "Галит" было принято следующее решение:
"На основании пунктов 2, 3, 7 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка) в связи с:
1) непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и извещением о проведении электронного аукциона, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и позицией 10 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 N 2571:
- отсутствуют акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ на сумму не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта;
- отсутствуют дополнительные соглашения N1 и N2, являющиеся неотъемлемой частью контракта N А-ОГ-038/21 от "03" августа 2021 года;
2) несоответствием участника требованиям, установленным в извещении в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ;
3) несоответствием независимой гарантии требованиям пункта 1 части 2 и части 8.2 статьи 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ:
- отсутствует указание на случаи, установленные частью 15 статьи 44 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в которых сумма независимой гарантии подлежит уплате гарантом заказчику;
- отсутствует указание на право заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, предоставлять требование об уплате денежной суммы, установленное пунктом "а" дополнительных требований к независимой гарантии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005".
В жалобе заявителем указано, что на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" ООО "Галит" представлены все документы, подтверждающие необходимый опыт.
В целях объективного рассмотрения жалобы заявителя Омским УФАС России в адрес оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" был направлен запрос (исх. N 03-2427 от 29.03.2022) о представлении заявок всех участников закупки.
На указанный запрос оператором электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" представлена запрашиваемая информация (вх. N 3139э от 29.03.2022).
Проанализировав содержание заявки на участие в электронном аукционе ООО "Галит", Комиссия установила, что в предоставленных оператором электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" документах, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, действительно отсутствуют все акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ на сумму не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, а также дополнительные соглашения N 1 и N 2, являющиеся неотъемлемой частью контракта N А-ОГ-038/21 от 03.08.2021.
При этом следует отметить, что в соответствии с абзацем 7 подпункта "б" пункта 3 Постановления 2571 предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями.
С учетом изложенного, обществом не было подтверждено соответствие его дополнительным требованиям.
Относительно основания отклонения заявки заявителя в связи с несоответствием независимой гарантии, представленной в целях обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям пункта 1 части 2 и части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 16 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
На основании части 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В силу части 5 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур:
1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
Согласно пункту 4 статьи 368 ГК РФ в независимой гарантии должны быть указаны: дата выдачи; принципал; бенефициар; гарант; основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией; денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения; срок действия гарантии; обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
Частью 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе установлено, что дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1005 (ред. от 20.12.2021) "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - дополнительные требования).
В соответствии с абзацем первым дополнительных требований независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", лица, имеющего право действовать от имени гаранта, на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту "а" дополнительных требований обязательному закреплению в независимой гарантии подлежат права заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании пункта 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.
В силу пункта 1 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Согласно части 15 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе, если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:
1) оператор электронной площадки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;
2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.
Следовательно, действующим законодательством определены обстоятельства, при которых заказчиком предъявляются требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии.
В силу части 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки уполномоченным органом обеспечение заявки установлено в размере 83911,84 руб.
В разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" извещения о закупке установлено:
"Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 ФЗ N 44, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке в размере 0,5% НМЦК, что составляет 41 955,92 руб. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться УЗ в виде денежных средств или НГ, предусмотренной статьей 45 ФЗ N 44. Выбор способа обеспечения осуществляется УЗ самостоятельно. УЗ для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра НГ, размещенного в единой информационной системе. Обеспечение заявки осуществляется путем блокирования денежных средств, внесенных УЗ на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). НГ должна соответствовать требованиям статьи 45 ФЗ N 44, дополнительным требованиям к НГ, используемой для целей ФЗ N 44, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1005. Срок действия НГ должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок".
По мнению заявителя, независимая гарантия, представленная обществом в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, полностью соответствует требованиям законодательства, включена в реестр, является безотзывной.
Комиссией установлено, что в составе заявки участника закупки ООО "Галит" была приложена независимая гарантия N 35711-21КЭБГ/0014 для целей обеспечения заявки, выданная акционерным обществом КИВИ Банк 22.03.2022 (далее - независимая гарантия).
Как было отмечено раннее, частью 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, а также пунктом "а" дополнительных требований императивно установлено, что независимая гарантия должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, а также право заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Проанализировав содержание независимой гарантии, представленной обществом в качестве обеспечения заявки, Комиссия установила, что независимая гарантия действительно не содержала указание на случаи, установленные частью 15 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе в которых сумма независимой гарантии подлежит уплате гарантом заказчику, а также указание на право заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе, предоставлять требование об уплате денежной суммы, установленное пунктом "а" дополнительных требований.
Таким образом, представленная обществом независимая гарантия формально не отвечала требованиям, предусмотренным частями 2 и 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Комиссия отмечает что, выбрав в качестве способа обеспечения заявки независимую гарантию, участник принимает на себя ответственность за действия своего контрагента-банка.
Заявитель, подав заявку на участие в закупке, согласился со всеми условиями извещения о закупке (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации) и, как следствие, принял на себя все риски несоответствия представленного им обеспечения заявки требованиям извещения о закупке, а также требованиям статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
При этом, действуя добросовестно и разумно, заявитель обязан был проверить условия представляемой независимой гарантии, в том числе на соответствие требованиям извещения о закупке и требованиями Федерального закона о контрактной системе, поскольку именно на участника конкурентной процедуры возложена обязанность по представлению надлежащего обеспечения заявки.
При этом несоблюдение законных требований к независимой гарантии могло повлечь для заказчика вредные последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 376 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии.
Учитывая изложенное, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа правомерно отклонила заявку ООО "Галит" по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с вышеуказанным, Комиссия признала жалобу общества необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галит" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений фельдшерско-акушерского пункта села Орловка бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Калачинская центральная районная больница" по адресу: Омская область,Калачинский район, село Орловка, ул.Молодежная,д.4." (извещение N 0152200004722000278) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Калачинская центральная районная больница".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 апреля 2022 г. N 055/06/48-292/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022