Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя Комиссии ___________ - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
___________ - государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
___________ - специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
При участии представителей Заказчика - ГБУ Республики Марий Эл "Республиканская психиатрическая больница" ___________ по доверенности от 21.04.2022, ___________ по доверенности от 21.04.2022, ___________ по доверенности от 21.04.2022 посредством видеоконференцсвязи;
При участии представителя Заявителя - ООО "АЛЕРТКОМ" ___________, посредством видеоконференцсвязи;
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "АЛЕРТКОМ" на положения извещения проводимого ГБУ Республики Марий Эл "Республиканская психиатрическая больница" (далее - Заказчик) аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская психиатрическая больница" (извещение N 0308200027722000004 от 22.03.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская психиатрическая больница".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Так, в Марийское УФАС России 29.03.2022 поступила жалоба ООО "АЛЕРТКОМ" на действия заказчика при осуществлении закупки.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и пояснений Заказчика установлено следующее.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 22.03.2022 (извещение N 0308200027722000004).
Дата и время начала срока подачи заявок: 22.03.2022 20:06.
Дата и время окончания подачи заявок: 31.03.2022 12:00.
Дата подведения итогов определения поставщика: 31.03.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта: 10 074 880,00 рублей.
1. В соответствии с первым доводом жалобы, заявитель полагает, что заказчик неправомерно определил объект выполнения работ - "объект капитального строительства".
В обосновании своей позиции заявитель указал, что в силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений.
В соответствии с представленными пояснениями, Заказчик с доводом жалобы не согласился, пояснил, что в соответсвтии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 23.6 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом от 30.12.2009 N624, монтаж систем автоматики и сигнализации также отнесен к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Проект прошел государственную экспертизу 12.10.2021.
Вместе с тем, Комиссией Марийского УФАС России были сделаны запросы в адрес ассоциации саморегулируемой организации "Гильдия строителей Республики Марий Эл" и Управлению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В соответсвтии с ответом ассоциации саморегулируемой организации "Гильдия строителей Республики Марий Эл" от 04.04.2021 работы указанные в закупке относятся к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответсвтии с ответом Управлением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий система автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в соответсвтии с пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относится к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, то есть являются составной частью здания, которое в силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ является объектом капитального строительства. Здание не может быть некапитальным строением согласно пункта 10 статьи 1 ГрК РФ. Данная позиция подтверждается также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.09.2021 N37970-ОД/08.
На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы заявителя.
2. В соответствии со вторым третьим и четвертым доводами жалобы заявитель полагает, что в связи с тем, что заказчиком неправильно установлен объект выполнения работ, он не вправе устанавливать требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.
Комиссией установлено, что в пункте 17 печатной формы извещения о проведения закупки заказчиком установлено требование, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и представить в составе заявки выписку из реестра членов саморегулируемой организации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Как указывалось, выше на основании ответов ассоциации саморегулируемой организации "Гильдия строителей Республики Марий Эл" и Управлением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлено, что заказчиком правомерно установлен объект выполнения работ (капитальный ремонт объекта капитального строительства), в связи с чем требование о членстве в саморегулируемой организации является необходимым в силу действующего законодательства.
Следовательно, данный довод заявителя признается Комиссией также необоснованным.
3. В соответствии с пятым доводом жалобы в описании объекта закупки установлена необходимость предоставить документы с QR-кодами на всех работников, что по мнению Заявителя является избыточным, в то время как обязательное наличие QR-кодов (подтверждающих прививку от COVID-19 или перенесенное заболевание) для посещения публичных мест в Республике Марий Эл отменено 9 марта 2022 года.
Согласно представленным пояснениям заказчика, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в связи с Указом главы Республики Марий Эл N39 на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности до 31 мая 2022 года включительно. В связи с вышеизложенным при проведении работ в случае изменения эпидемиологической ситуации в Республике Марий Эл, учитывая нахождение пациентов в больнице, при необходимости могут быть потребованы документы на сотрудников, непосредственно участвующих в работах по капитальному ремонту.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России критически относится к установленному заказчиком требованию о представлении подрядной организаций QR-кода ввиду того, что частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определен перечень единых требований к участникам конкурентных процедур.
Комиссия отмечает, что требование о наличии QR-кода (подтверждающего прививку от COVID-19 или перенесенное заболевание) для возможности посещения (пребывания) мест, определенных соответствующими нормативно-правовыми актами, изданными в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции может применяться независимо от включения таких требований в извещение о проведении закупки или контракт (проект контракта).
Кроме того, заказчиком в описании объекта закупки не определены какие именно QR-коды необходимо представить подрядной организации на работников, которых планируется допускать к выполнению работ в здании больницы.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, а как следствие состав административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России не находит оснований для выдачи в адрес заказчика обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений, ввиду того, что вышеуказанное нарушение не повлекло нарушение прав участников закупки, не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и по своей сути не налагает обязанности представления какого-либо конкретного QR-кода. Согласно пояснениям представителя заявителя, данным при рассмотрении жалобы, заявителя не является членом саморегулируемой организации и, следовательно, не имеет возможности подать заявку на участие в закупке.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛЕРТКОМ" частично обоснованной, в части довода о неправерности установления требования о наличии QR-кода.
2. Признать в действиях ГБУ Республики Марий Эл "Республиканская психиатрическая больница" нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 4 апреля 2022 г. N 012/06/106-267/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022