На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения КП "Московская энергетическая дирекция" законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по охране объектов (реестровый N 0173200001421002190).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
М.М. Кузьминой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей КП "Московская энергетическая дирекция",
в отсутствие представителей ООО ЧОО "Спец-Групп", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/16807/22 от 28.03.2022,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение ООО ЧОО "Спец-Групп" (далее - Заявитель) о возможных нарушениях, допущенных КП "Московская энергетическая дирекция" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов (реестровый N 0173200001421002190).
В составе обращения Заявитель указывает, что в соответствии с протоколом подведения итогов ООО "ЧОО Спец-групп" 07.02.2022 признано победителем закупки, при этом 17.02.2022 Заказчиком принято решение об отказе в его подписании. В дальнейшем 18.02.2022 Заказчик посредством Портала Поставщиков заключен краткосрочный договор на оказание услуг по охране объектов электроэнергетики с ООО "ЧОО Ильгория".
Вместе с тем в силу требований Федерального закона от 21.07.2011 N256 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" для объектов энергетики Заказчика, расположенных по адресам: г. Москва, пос. Внуково, ул. Советская, д.17 и г. Москва, п. Филимонковское, пос. Филимонки, ПНИ N5, установлена категория, предполагающая вооруженную охрану. Таким образом, конкурсная документация на право заключения государственного контракта на охрану указанных объектов должна содержать условия о предоставлении услуг вооруженной охраны по вооруженной охране категорированных объектов энергетики.
При этом Заявитель также указывает, что в ходе проверки деятельности ООО "ЧОО Ильгория" установлено, что сотрудниками вышеуказанного охранного предприятия круглосуточная вооруженная охрана не осуществляется, что создает угрозу незаконного вмешательства в бесперебойное функционирование объектов топливно-энергетического комплекса г. Москвы.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с положениями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон о контрактной системе) в рамках закона реализована схема комплексного контроля, в том числе текущего, в которой задействованы ФАС России и соответствующие органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе органы государственного (муниципального) финансового контроля, Федеральное казначейство, а также финансовые органы.
ФАС России и ее территориальные органы, определенные Законом о контрактной системе контрольным органом в сфере закупок, осуществляют текущий "процедурный" контроль в сфере закупок, позволяющий на всех этапах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) пресекать нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
При этом в соответствии с положениями частей 3, 8 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России и ее территориальные органы не наделены полномочиями на осуществление контроля в отношении соблюдения требований к исполнению контракта, а также соблюдения условий контракта.
Комиссией Управления установлено, что согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Департаментом города Москвы по конкурентной политике для нужд КП "МЭД" (далее - Заказчик) в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте Единой электронной торговой площадки (АО "ЕЭТП"), по адресу в сети "Интернет" http://etp.roseltorg.ru 29.12.2021 были размещены извещение 0173200001421002190 и конкурсная документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на Оказание услуг по охране объектов (далее - Закупка) на основании Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Хронологический порядок основных этапов проведения процедуры Закупки:
- размещение процедуры закупки: 29.12.2021 в 13:09:37;
- окончание подачи заявок: 28.01.2022 в 10:00:00 (подано 2 заявки);
- проведение рассмотрения первых частей заявок участников: 31.01.2022 (допущено 2 заявки);
- дата подачи окончательных предложений: 02.02.2022 10:56:43;
- проведение рассмотрения вторых частей заявок участников: 04.02.2022 (допущено 2 заявки);
- подведение итогов: 07.02.2022;
- направление контракта победителю - ООО ЧОО "Спец-Групп": 08.02.2022;
- направление победителем закупки протокола разногласий: 11.02.2022;
- направление доработанного контракта победителю: 11.02.2022
- поступление заказчику подписанного победителем контракта с предоставлением в обеспечение контракта банковской гарантии: 16.02.2022;
- признание победителя уклонившимся от заключения контракта, размещение в ЕИС протокола об уклонении: 17.02.2022 в 16:52;
- подача ООО ЧОО "Спец-Групп" жалобы в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве на действия КП "МЭД", выразившиеся в признании ООО ЧОО "Спец-Групп" уклонившимся от заключения контракта;
- направление контракта участнику закупки, заявке которого присвоен второй номер - ООО "ЧОП "ИЛЬГОРИЯ": 22.02.2022;
- принятие комиссией Московского УФАС решения о признании жалобы ООО ЧОО "Спец-Групп" необоснованной: 28.02.2022 (Приложение N 12 к Пояснению);
- заключение государственного контракта с ООО "ЧОП "ИЛЬГОРИЯ": 01.03.2022.
В соответствии с п. 18.1 раздела III документации по закупке участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предусмотренным п. 1 ч.1 ст. 31 Федерального закона:
а) наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной органами внутренних дел, дающей право осуществлять охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
б) исполнитель должен иметь действующее разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему (бланк серии РХИ, не менее 13 единиц огнестрельного оружия)) с приложением списка номерного учёта оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешённого к хранению и использованию.
Таким образом, в конкурсной документации содержатся условия об оказании услуг вооруженной охраны категорированных объектов энергетики, в отношении участников закупки установлены соответствующие требования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;
3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса;
4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса;
6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности;
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:
1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;
2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;
5) наличие на объекте уязвимых мест.
С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:
1) объекты высокой категории опасности;
2) объекты средней категории опасности;
3) объекты низкой категории опасности.
Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п.4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ указано, что для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
В ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ указано:
Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:
-привлекать для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекту КП "МЭД", расположенному по адресу: город Москва, поселок Внуково, улица Советская, дом 17 присвоена "Средняя" категория опасности (К средней категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация межмуниципального или регионального характера).
Объекту КП "МЭД", расположенному по адресу: город Москва, поселение Филимонковское, поселок Филимонки, ПНИ N 5 присвоена "Низкая" категория опасности (К низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера).4
Также представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки на участие в конкурсе ООО "ЧОП "Ильгория" представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиями конкурсной документации, в том числе:
- выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности.
- разрешение на хранение и использования оружия и патронов к нему.
Комиссией Управления установлено, что в материалы дела Заказчиком представлена выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности (регистрационный номер лицензии: 5466, дата предоставления лицензии: 01.02.2006), а также разрешение на хранение и использования оружия и патронов к нему (N0220275 от 04.10.2021).
Комиссия Управления отмечает, что представленные документы свидетельствуют о соответствии участника закупки условиям действующего законодательства Российской Федерации и конкурсной документации.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 и ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА
1. Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не выявлено.
2. Доводы в части исполнения контракта оставить без рассмотрения, поскольку ФАС России и ее территориальные органы не наделены полномочиями на осуществление контроля в отношении соблюдения требований к исполнению контракта, а также соблюдения условий контракта.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
А.С. Спирякова
|
Члены Комиссии Управления: |
|
М.М. Кузьмина |
|
|
А.С. Алексеева |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 марта 2022 г. N 077/06/17-4931/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022