Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница" министерства здравоохранения Хабаровского края Дикуна Сергея Юрьевича по доверенности от 30.03.2022 N 464, Лозиной Татьяны Анатольевны по доверенности от 30.03.2022 N 463,
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТОПМЕД-ДВ" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОПМЕД-ДВ" (далее также - ООО "ТОПМЕД-ДВ", заявитель) и материалы дела N 027/06/82.1-386/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "ТОПМЕД-ДВ" на действия заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Детская городская больница", заказчик) при проведении электронного запроса котировок N 0322300074522000013 на поставку реагентов для анализатора автоматического биохимического "Сапфир".
В жалобе заявитель указывает, что заказчиком в извещении о проведении электронного запроса котировок N 0322300074522000013 необоснованно установлены дополнительные требования к товару, а именно: "Аналиты: требования установлены с учетом потребности лаборатории.", "Тип образца: требования установлены с учетом потребности лаборатории.", "Совместимость флаконов с ротором анализатора: с целью использования реагентов в системных флаконах, оптимизирует работу лаборатории, поскольку исключается необходимость переливания реагента во флаконы, что может привести к потере части реагентов, загрязнению реагентов и т.д.".
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком проведен электронный запрос котировок на поставку реагентов для анализатора автоматического биохимического "Сапфир".
Извещение N 0322300074522000013 о проведении электронного запроса котировок размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 22.03.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 267 867,37 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 31.03.2022 12:00 (МСК+7).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 04.04.2022.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
В рамках заседания Комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика поддержали доводы отзыва на жалобу в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/82.1-386/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений ч. 2 настоящей статьи должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) (пп. "а" п. 2 части 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подп. "м" - "п" п. 1, подп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка реагентов для анализатора автоматического биохимического "Сапфир".
В извещении установлен код ОКПД2 - 21.20.23.110. Реагенты диагностические.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
П. 12 Правил формирования КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно подп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Как следует из п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании объекта закупки заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Требования к описанию объекта закупки установлены в разделе III "Техническая часть" извещения о проведении электронного запроса котировок (далее - Техническая часть), в котором в отношении товара указаны значения характеристик в соответствии с КТРУ:
- Глюкоза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ
[Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00000208];
- Мочевина/азот мочевины ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00000779];
- Креатинин ИВД, реагент [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00004628];
- Аланинаминотрансфераза (АЛТ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ[Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00000961];
- Общая аспартатаминотрансфераза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00001092];
- Общая щелочная фосфатаза (ЩФ) ИВД, реагент
[Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00003962];
- Общий билирубин ИВД, реагент [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00004013];
- Конъюгированный (прямой, связанный) билирубин ИВД, реагент [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00004688]
- Общий холестерин ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00000319];
- Общий белок ИВД, реагент [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00004135];
- Альбумин ИВД, реагент[Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00004338];
- Мочевая кислота ИВД, реагент [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00003267];
- Общая амилаза ИВД, реагент [Код позиции КТРУ 21.20.23.110-00003979].
В соответствии с п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По общему правилу указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, Техническая часть содержит обоснование необходимости включения в описание товара дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств (в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик).
Согласно пояснениям представителей заказчика, Техническая часть сформирована в соответствии с потребностью заказчика. Заказчик вправе определять такие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Как следует из обоснования установления дополнительных требований к товару, спорное дополнительное требование к товару "Совместимость флаконов с ротором анализатора" установлено с целью использования реагентов в системных флаконах, поскольку исключается необходимость переливания реагента во флаконы, что может привести к потере части реагентов, загрязнению реагентов и т.д.
Вместе с тем, как пояснили представители заказчика, два других спорных дополнительных требования к товару, а именно: "Аналиты" и "Тип образца", упомянутые в обосновании необходимости включения в описание товара дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств (в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик), указаны ошибочно.
В связи с тем, что спорные дополнительные требования "Аналиты" и "Тип образца" не установлены в Технической части, действия заказчика по указанию данных характеристик в обосновании необходимости включения в описание товара дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств (в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик) не являются нарушением.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе невозможности подачи заявки на участие в электронном запросе котировок при установлении вышеуказанных требований.
Более того, на основании Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2022 понятие "аукционная документация" не применяется, следовательно, не может быть использовано при проведении процедуры закупки ни заказчиком, ни участником закупки, так как отсылает к несуществующему документу.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчиком Технической части установлены дополнительные характеристики "Монореагент" и "Биореагент", обоснование необходимости включения которых в описание товара отсутствует.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на ограничение количества участников закупки, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОПМЕД-ДВ" на действия заказчика - КГБУЗ "Детская городская больница" при проведении электронного запроса котировок N 0322300074522000013 на поставку реагентов для анализатора автоматического биохимического "Сапфир" - необоснованной.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Детская городская больница" нарушившим ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела N 027/06/82.1-386/2022 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 апреля 2022 г. N 7-1/38
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2022