рассмотрев жалобу ИП <_> на положения извещения о проведении электронного аукциона Nзз-10089-2022 "Поставка респираторов" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122003452, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
30.03.2022 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N1873).
Согласно жалобе, в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N616 от 30.04.2020, так как, по мнению Заявителя, фактически объектом закупки являются респираторы, которые не относятся к медицинским маскам, при этом указанный запрет устанавливается только в случае, когда объектом закупки являются медицинские маски.
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал довод жалобы и пояснил, что не согласен с установлением в извещении о проведении Аукциона запрета на допуск иностранных товаров по Постановлению Правительства РФ N616 от 30.04.2020.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился и пояснил, что запрет на допуск иностранных товаров по Постановлению Правительства РФ N616 от 30.04.2020 установлен в извещении о проведении Аукциона правомерно, т.к. объектом закупки являются респираторы, которые являются медицинскими изделиями, а также включены в подраздел "Маски респираторные/анестезиологические и сопутствующие изделия" по Приказу Минздрава России N4н от 06.06.2012. Объект закупки фактически относится к медицинским маскам, а именно к маскам респираторным, которые применяются в медицинских целях, однако закупаемые респираторы приобретаются не на основании ГОСТ 12.4.294-2015 (т.к. данный ГОСТ не касается респираторов, являющихся медицинскими изделиями), а на основании Временных методических рекомендаций по организации проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, утв. Минздравом России 06.07.2020, Рекомендаций по организации противоэпидемических мероприятий МР 3.1.0252-21.3.1, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.07.2021. При этом поступило пять заявок на участие в Аукционе (в том числе, заявка Заявителя), что подтверждает отсутствие объективных препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе. Доказательств нарушения прав и законных интересов со стороны Заявителя не представлено.
На заседании Комиссии представитель Заказчика с жалобой не согласился, поддержал позицию Уполномоченного учреждения и пояснил, что по Аукциону приобретаются респираторы, которые относятся к медицинским изделиям, фактически данные респираторы также можно назвать респираторными медицинскими масками, положения ГОСТ 12.4.294-2015 к медицинским изделиям - респираторам не распространяются, что прямо следует из положений данного ГОСТа. Доказательств нарушения прав и законных интересов со стороны Заявителя не представлено.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
23.03.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 37 000,00 рублей.
31.03.2022 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу торгов от 31.03.2022, поступило пять заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 01.04.2022, Аукционная комиссия рассмотрела пять заявок на участие в Аукционе: три заявки признаны соответствующими установленным требованиям, две заявки признаны не соответствующими установленным требованиям.
Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N616 от 30.04.2020, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ N616 от 30.04.2020 (далее - Постановление N616).
Согласно п. 1 Постановления N616, установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В Перечень включены, в том числе, товары с кодом ОКПД2 - 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)".
Таким образом, в отношении товаров - медицинских масок с кодом ОКПД2 - 32.50.50.190 должен быть установлен запрет на поставку иностранных товаров в соответствии с Постановлением N616.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, в отношении приобретаемых товаров выбран код КТРУ - 32.50.50.190-00002783, данный код КТРУ входит в группу кодов ОКПД2 - 32.50.50.190.
Согласно извещению о проведении Аукциона, установлен запрет в соответствии с Постановлением N616.
В соответствии с Техническим заданием извещения о проведении Аукциона установлено описание объекта закупки:
Наименование Товара |
Показатели Товара |
||||||||||||||
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значение показателя |
|||||||||||||
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||||||||
Респиратор общего применения, одноразового использования |
|
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N4н, утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий, в которую включена группа/подгруппа "Маски респираторные/анестезиологические и сопутствующие изделия" (п. 1.15).
На официальном сайте Росздравнадзора России содержится раздел "Анестезиологические и респираторные изделия", включающий подраздел "Маски респираторные/анестезиологические и сопутствующие изделия", в котором указаны, в том числе, товары - респираторы общего применения одноразового использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон N323-ФЗ), медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона N323-ФЗ, обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение.
На официальном сайте Росздравнадзора России размещены регистрационные удостоверения на медицинские изделия - респираторы, которые могут называться респираторы одноразовые, респираторы медицинские одноразовые, респираторы медицинские, маски-респираторы (например, регистрационные удостоверения NРЗН2021/15715 от 08.11.2021, NРЗН 2021/15233 от 07.09.2021, NРЗН 2021/14890 от 27.07.2021, NРЗН2020/13144 от 12.01.2021, NРЗН 2021/15713 от 08.11.2021, NРЗН 2021/14632 от 29.06.2021 и др.), следовательно, достоверно установлено, что Росздравнадзор России выдает регистрационные удостоверения именно на респираторы как на медицинские изделия.
С учетом изложенного, фактически приобретаемые по Аукциону респираторы относятся к медицинским маскам, что следует из п. 1.15 Перечня, утв. Приказом N4н, сайта Росздравнадзора России, а также вышеперечисленных регистрационных удостоверений, выданных Росздравнадзором России.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должно обеспечиваться использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с письмом ФАС России от 18.08.2021 NПИ/69101/21, средства индивидуальной защиты, выпускаемые по ГОСТ 12.4.294-2015, не относятся к медицинским маскам и не попадают под действие запрета Постановления N616.
Согласно ГОСТ 12.4.294-2015, данный ГОСТ распространяется на фильтрующие полумаски, предназначенные для защиты от аэрозолей (от твердых и от жидких), вместе с тем, в данном ГОСТе не указано, что он подлежит применению по отношению к респираторам, являющихся медицинскими изделиями.
При этом, как указано выше, закупаемые по Аукциону респираторы являются медицинскими изделиями и приобретаются не на основании ГОСТа 12.4.294-2015 (т.к. данный ГОСТ не касается респираторов, являющихся медицинскими изделиями), а на основании Временных методических рекомендаций по организации проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, утв. Минздравом России 06.07.2020, Рекомендаций по организации противоэпидемических мероприятий МР 3.1.0252-21.3.1, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.07.2021, так как фактически респираторы приобретаются Заказчиком не для защиты от твердых или жидких аэрозолей, а для защиты от попадания бактерий новой коронавирусной инфекции при осуществлении медицинской деятельности (в том числе, при проведении медицинских исследований), следовательно, данный ГОСТ не распространяется на объект закупки, который относится к медицинским изделиям.
Со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений либо нормативно-правового обоснования, подтверждающего, что к респираторам - медицинским изделиям, закупаемым по Аукциону, применяются положения ГОСТ 12.4.294-2015.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 4 Закона N323-ФЗ, к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Как указано в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.08.2021 по делу NА29-11857/2020, так как предмет закупки оказывает непосредственной влияние на здоровье и жизнь человека, то при установлении конкретных требований главной целью является достижение наилучшего терапевтического эффекта при лечении пациентов и максимальное исключение любых нежелательных реакций. Оспариваемые требования отражают потребность заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения нужд пациентов.
С учетом вышеизложенного, использование в описании объекта закупки положений из Рекомендаций по организации противоэпидемических мероприятий МР 3.1.0252-21.3.1, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.07.2021, и Временных методических рекомендаций по организации проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, утв. Минздравом России 06.07.2020, не нарушает положения Закона о контрактной системе, т.к. при формировании описания объекта закупки Заказчики и Уполномоченное учреждение руководствовались прежде всего целью максимально исключить возможность заражения сотрудников и пациентов новой коронавирусной инфекцией, что соответствует действующему законодательству.
Также при рассмотрении жалобы учитывается, что объективных препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе не установлено, так как поступило пять заявок на участие в Аукционе, в том числе, заявка Заявителя на участие в Аукционе. Процент снижения НМЦК при проведении Аукциона составил более 40%, что соответствует принципу эффективности осуществления закупок (ст. 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> на положения извещения о проведении электронного аукциона Nзз-10089-2022 "Поставка респираторов" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122003452), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______ <_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 апреля 2022 г. N 018/06/106-244/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2022