Резолютивная часть решения объявлена 05.04.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.04.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителей Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (далее - заказчик) -"_"; "_"; Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) -"_"; ООО СК "Витим-Лес" (далее - заявитель, ООО СК "Витим-Лес") - "_";
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромной переправы "Кривая Лука", расположенной на км 3 автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Пашня - Кривая Лука" в Киренском районе Иркутской области", извещение N0134200000122000915 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 29 марта 2022 года поступила жалоба заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что при осуществлении закупки заказчиком неверно определен код закупки по ОКПД2 - 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог", эта группировка также включает: - паспортизацию автомобильных дорог и искусственных сооружений, так как при ознакомлении и анализе аукционной документации заявитель пришел к выводу, что объектом закупки фактически являются услуги но перевозке пассажиров и грузов внутренним водным транспортом с помощью паромов (Код ОКПД2 50.30.11.000 и 50.40.19.900). По мнению заявителя, в связи с тем, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком неверно указан код ОКПД2, КТРУ, определяющий предмет закупки, данный факт повлек за собой неправомерное установление дополнительных требований к участникам закупки, установленных Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.
Кроме того, поскольку фактически заказчиком осуществляется закупка работ по перевозке пассажиров и грузов внутренним водным транспортом, а данные работы подлежат обязательному лицензированию, в требованиях к участникам должно быть установлено требование о наличии соответствующей лицензии, однако такое требование не установлено.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что они считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 22 марта 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000122000915 на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромной переправы "Кривая Лука", расположенной на км 3 автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Пашня - Кривая Лука" в Киренском районе Иркутской области, (далее -извещение об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 309 207 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок обеспечиваются формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145 установлено, что формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования каталога код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил формирования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в частности информацию, содержащую описание товара, работы, услуги) с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Между тем, при осуществлении закупки заказчиком использован код ОКПД2-42Л 1.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог. Эта группировка также включает паспортизацию автомобильных дорог и искусственных сооружений", поскольку в каталоге товаров, работ, услуг отсутствует информация для обязательного применения.
Согласно Техническому заданию "Подрядчику необходимо выполнить работы по содержанию и эксплуатации паромной переправы "Кривая Лука", расположенной на км 3 автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Пашня - Кривая Лука" в Киренском районе Иркутской области" в целях обеспечения организации безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и людей через водную преграду, обеспечения регулярного паромного сообщения в соответствии с утверждённым расписанием выполнения рейсов.
Характеристика паромной переправы:
Паромная переправа "Кривая Лука", расположенной на км 3 автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Пашня - Кривая Лука" в Киренском районе Иркутской области".
Выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромной переправы "Кривая Лука" - это осуществляемый комплекс работ по обеспечению:
- регулярного паромного сообщения в соответствии с утверждённым расписанием выполнения рейсов с использованием собственного парома;
- требований безопасной технической эксплуатации паромной переправы, включающей в себя паром и плавучие причальные сооружения (при их необходимости);
- организации безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и людей через водную преграду в соответствии с законодательством РФ.
Состав работ по содержанию и эксплуатации паромной переправы:
- ведение судовой документации на пароме в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
- обеспечение соответствующего уровня технического обслуживания паромной переправы и эксплуатации парома в соответствии с требованиями Российского Речного Регистра, подготовка парома к навигационному периоду и по завершению навигации консервация на зимний период;
- обеспечение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к судам Внутреннего водного транспорта центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте;
- обеспечение противопожарных требований, предъявляемых к судам Внутреннего водного транспорта;
- обеспечение требований, касающихся безопасности судоходства предъявляющими инспектирующими организациями;
- обеспечение необходимых требований по охране окружающей среды и экологических требований;
- обеспечение перевозки людей и автотранспорта в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта, Правилами перевозки пассажиров и багажа и Тарифного руководства N 5-р Минтранса РФ;
- буксировка и установка плавучих причальных сооружений в пунктах отправления парома до начала обслуживания паромной переправы от места зимнего ремонта и их снятие и отбуксировка после окончания обслуживания линии (при их необходимости);
- обслуживание и содержание причальных сооружений (при их наличии) в навигационный период;
- обеспечение порядка и безопасной погрузки и выгрузки транспортных средств и посадки и высадки людей, обеспечение контроля за погрузкой-выгрузкой транспортных средств и посадкой- высадкой людей на паромной переправе;
- содержание в чистоте и технически исправном состоянии площадок для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки транспортных средств;
- ограничение движения парома по метеорологическим и гидрологическим условиям;
- предоставление отчетности по содержанию паромной переправы Заказчику;
- подготовка площадок для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки транспортных средств к навигационному периоду;
- установка щитов с расписанием на подходах с обеих сторон паромной переправы в срок до начала навигации;
- установка щитов с правилами посадки и высадки людей, с правилами погрузки и выгрузки транспортных средств, а также со схемами загрузки парома автотранспортом на подходах с обеих сторон паромной переправы в срок до начала навигации;
- установка информационных щитов о Заказчике и Подрядчике на подходах к паромной переправе в срок до начала навигации.
5. Условия выполнения работ:
Перевозка транспортных средств и людей на паромной переправе осуществляется без взимания платы".
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено понятие автомобильной дороги, под которой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них и под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения.
Таким образом, паромная переправа, являющаяся частью дороги, относится к искусственным дорожным сооружениям. Кроме того, данный факт подтверждается разъяснениями, указанными в письме прокуратуры от 11.09.2012 N 7/1520-12.
Паромная переправа является частью автомобильной дороги, т.е. является продолжением автомобильной дороги общего пользования и не используется исключительно как подъезд к паромной переправе для водных пассажирских перевозок, а используется для продолжения пути следования автотранспортом в пункт назначения.
Перечень видов работ по содержанию паромных переправ содержится в Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 5.4.69 Методических рекомендации в разделе "Содержание искусственных сооружений паромных переправ" указано, что основными задачами содержания паромных переправ являются организация безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и людей через водные преграды и безопасного прохода судов на судоходных реках, предупреждение образования дефектов и своевременное устранение небольших повреждений в конструкциях мостов и паромных переправ, обслуживание причальных устройств, паромов и буксиров. Это понятие не может рассматриваться, как оказание услуг по перевозке пассажиров внутренним, водным транспортом.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию оказать услуги (совершить определенные действия ши осуществить определенную деятельность), а заказчик их оплатить.
При этом выполнение работ по содержанию паромной переправы относится к договору подряда. В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять эту работу и оплатить.
На основании статьей 786 ГК РФ, 95 Кодекса внутреннего водного транспорта перевозки пассажиров осуществляются на основании договора перевозки. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажиров удостоверяется билетом, что подтверждается письмами финансового контроля Иркутской области от 24.02.2014 г. N 85-37-340/14, от 24.02.2014 г. N 85-37-341/14, 27.03.2014 г. N 85-37-586/14.
Соответственно, содержание и эксплуатация паромной переправы попадает под код продукции 42.11.20.300 и лимиты на данную закупку предусмотрены по классификации бюджетных обязательств на содержание дорог".
Согласно пункту 5 Технического задания перевозка транспортных средств и людей на паромной переправе осуществляется без взимания платы.
Таким образом, наименование объекта закупки осуществлено в соответствии с кодом ОКПД2 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог. Эта группировка также включает паспортизацию автомобильных дорог и искусственных сооружений", исходя из условий выполняемых работ, необходимых заказчику.
Следовательно, довод заявителя о том, что сведения об объекте вышеуказанной закупки, содержащиеся в извещении электронного аукциона соответствуют коду ОКПД2 50.30.11.000 и 50.40.19.900 не соответствует действительности.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Такие дополнительные требования к участникам закупки установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Так, пунктом 18 раздела III Постановления N 2571 установлены дополнительные требования на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Аналогичные требования установлены в извещении и требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильной дорогой является - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из указанных выше положений законодательства можно сделать вывод, что паромная переправа (искусственное дорожное сооружение) является частью автомобильной дороги и используется для продолжения пути следования автотранспортом в пункт назначения, соответственно работы, предусмотренные в Техническом задании, относятся к содержанию и эксплуатации.
Таким образом, дополнительные требования, установленные к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571 установлены правомерно. Ссылка заявителя на Постановление N 99 несостоятельна, поскольку данный документ утратил силу.
Довод заявителя о неправомерном отсутствии в извещении требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не находит своего подтверждения, поскольку объектом закупки не является оказание услуг по перевозке пассажиров.
На аналогичный запрос заказчиком были даны разъяснения, из которых следует: "Ранее до 2014 г. ОГКУ "Дирекция автодорог" в аукционной документации устанавливало требования к участникам размещения заказов о предоставлении копии лицензии, удостоверяющей право на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским водным транспортом пассажиров.
Однако Службой финансового контроля Иркутской области в письмах N 85-37-340/14 от 24.02.2014 г. и N 85-37-341/14 от 24.02.2014, N 85-37-586/14 от 24.03.2014 г. было отказано в заключении государственных контрактов на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромных переправ с единственным подрядчиком по причине того, что установление требований к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров не соответствует нормам законодательства о размещении закупки и необоснованно ограничивает круг участников закупки.
В соответствии с ч.З cm. 17 Федерального Закона от 26.07.2006. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг технологически и функционально не связанных с товарами, работами услугами, поставки, выполнение которых являются предметом торгов.
Размещение заказа на оказание услуг по перевозке пассажиров для нужд Иркутской области не входит в предмет аукциона, требование к участнику размещения заказа о наличии у него лицензии, удостоверяющей право на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, законодательством не предусмотрено".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "Витим-Лес" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 апреля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2022