Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Мегатекс" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ детский санаторий "Бимлюк" МЗ РФ при проведении электронного аукциона: "Поставка кухонного оборудования" (извещение N 0318100022022000071) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует отклонение заявки ООО "Мегатекс".
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ детский санаторий "Бимлюк" МЗ РФ проводился электронный аукцион: "Поставка кухонного оборудования" (извещение N 0318100022022000071).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 634 024,29 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.49 Закона о контрактной системе Участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Согласно ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На участие в электронном аукционе подано 7 ценовых предложений от Участников закупки.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу NИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.03.2022 г. заявка ООО "Мегатекс" отклонена на основании: Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
В ТЗ товар номер 16 "Колода разрубочная" указано: "Форма колоды разрубочной" "квадратная или цилиндрическая", в заявке участника указано "цилиндрическая", вместе с тем участник в отношении характеристики "Длина колоды разрубочной, мм" указывает значение "500", что является недостоверным сведением, так как у цилиндрической колоды есть "диаметр и высота", характеристика "длина" отсутствует исходя из геометрической формы колоды.
Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ)
(Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ)
В инструкции указано: "Слова и комбинации возможных значений и слов прямо не описанные в данной инструкции должны быть указаны в заявке без изменений, такие слова и комбинации возможных значений и слов являются неизменяемыми". В ТЗ товар номер 16 указано: "Нагрузка колоды разрубочной, кг" "не меньше 250", в заявке участника указано "270". Должно быть указано "не меньше 250" так как слово "не меньше" не указано в инструкции, а значит должно быть указано без изменений.
В инструкции указано: "Значения характеристики производительность мукопросеивателя являются неизменяемыми и должны быть указаны в заявке участника без изменений.", а также указано "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией.". В ТЗ товар номер 6 указано: "Производительность мукопросеивателя, кг/час" "не менее 150", в заявке участника указано "150". Должно быть указано "не менее 150".
По аналогичным основаниям отклонены заявки N111557242, N111556073, N111557065, N111559288.
В силу ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" предметом закупки по поз.16 является:
16 |
Колода разрубочная |
16.29.14.199-00000003 |
Вид породы колоды разрубочной |
Бук или дуб или кедр или ясень или иные деревья лиственных пород |
потребность Заказчика |
шт |
2 |
Высота колоды разрубочной, мм |
|
согласно КТРУ |
|||||
Диаметр колоды разрубочной, мм |
|
согласно КТРУ |
|||||
Кольцо жесткости колоды разрубочной |
да |
для увеличения прочности |
|||||
Наличие подставки колоды разрубочной |
да |
согласно КТРУ |
|||||
Наличие ручек колоды разрубочной |
да |
согласно КТРУ |
|||||
Форма колоды разрубочной |
квадратная или цилиндрическая |
потребность Заказчика |
|||||
Нагрузка колоды разрубочной, кг |
не меньше 250 |
потребность Заказчика |
|||||
Форма и материал подставки колоды разрубочной |
труба круглая стальная с порошковым покрытием или труба квадратная стальная нержавеющая |
для увеличения прочности и исключения появления коррозии |
|||||
Тип колоды разрубочной |
клееная или цельная |
потребность Заказчика |
|||||
Длина колоды разрубочной, мм |
|
согласно КТРУ |
|||||
Диаметр трубы подставки колоды разрубочной, мм |
не менее 40 и не более 50 |
для увеличения прочности |
В заявке ООО "Мегатекс" по поз.16 предложены следующие характеристики:
16 |
Колода разрубочная 500 мм, Россия |
16.29.14.199-00000003 |
Вид породы колоды разрубочной |
Дуб |
потребность Заказчика |
шт |
2 |
Высота колоды разрубочной, мм |
800 |
согласно КТРУ |
|||||
Диаметр колоды разрубочной, мм |
500 |
согласно КТРУ |
|||||
Кольцо жесткости колоды разрубочной |
Есть |
для увеличения прочности |
|||||
Наличие подставки колоды разрубочной |
Есть |
согласно КТРУ |
|||||
Наличие ручек колоды разрубочной |
Есть |
согласно КТРУ |
|||||
Форма колоды разрубочной |
цилиндр |
потребность Заказчика |
|||||
Нагрузка колоды разрубочной, кг |
250 |
потребность Заказчика |
|||||
Форма и материал подставки колоды разрубочной |
труба квадратная стальная нержавеющая |
для увеличения прочности и исключения появления коррозии |
|||||
Тип колоды разрубочной |
цельная |
потребность Заказчика |
|||||
Длина колоды разрубочной, мм |
500 |
согласно КТРУ |
|||||
Диаметр трубы подставки колоды разрубочной, мм |
40 |
для увеличения прочности |
В инструкции по заполнению заявки установлено: "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров.
Если в Техническом задании значение показателя товара установлено как верхний или нижний предел, или как нижний и верхний предел одновременно и сопровождается при этом словами соответственно "не более" или "не менее", а также "не более" и "не менее" одновременно с союзом "и", то участником закупки в заявке указывается конкретное значение показателя предлагаемого к поставке товара без использования слов "не более" или "не менее", а также "не более" и "не менее" одновременно, указанные совместно с союзом "и". При этом величина такого показателя, если она соответствует фактической конкретной величине показателя предлагаемого к поставке товара, может быть равна величине числового значения показателя, указанного в Техническом задании и сопровождающегося словами "не более" и "не менее".
При представлении в заявке сведений о товаре участниками закупки должны применяться обозначения: единицы измерения, наименования качественных характеристик (потребительских свойств), показателей, технических и функциональных параметров в соответствии с обозначениями, установленными в техническом задании аукционной документации (далее по тексту - Техническое задание).*
*Примечание. Во избежание предоставления недостоверных сведений о товаре участникам закупки рекомендуется при составлении заявки руководствоваться официальными источниками сведений о предлагаемом к поставке товаре: техническим паспортом на товар, инструкцией по эксплуатации и иными оригинальными документами производителя товара.
Значения характеристики производительность мукопросеивателя являются неизменяемыми и должны быть указаны в заявке участника без изменений.
Заказчиком указано, что "Производительность мукопросеивателя, кг/час не менее 150".
Согласно сведениям от производителя Заявителем было указано конкретное значение "150 кг/час", которое не менее 150 кг/час, во избежание предоставления недостоверных сведений, что не противоречит инструкции.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пункт 4 Правил гласит, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Заказчиком установлен КТРУ 16.29.14.199-00000003.
Согласно установленному Заказчиком КТРУ 16.29.14.199-00000003 Заказчик, если хочет указать эту характеристику должен выбрать Форму колоды: Квадратная или Цилиндрическая, и следовательно указать соответствующую характеристику: Диаметр или Длина. Но указывает в описании объекта закупки: Форма колоды разрубочной квадратная или цилиндрическая (потребность Заказчика) и указывает характеристики: Диаметр колоды разрубочной, мм и Длина колоды разрубочной, мм.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров. В случае, если в технической части документации использованы знаки "" и "<", указанные через союз "и", участник должен указать конкретное значение, которое должно одновременно быть равно или быть больше указанной в задании нижней границы и менее указанной в задании верхней границы.
По техническому заданию:
1) Диаметр колоды разрубочной, мм: 500 и < 600 согласно КТРУ.
2) Длина колоды разрубочной, мм: 500 и < 600 согласно КТРУ.
Но, исходя из итогового протокола, следует, что участнику необходимо при выборке формы колоды к поставке:
- Квадратную, то должны удалить характеристику: Диаметр колоды разрубочной, мм или написать, что он равен 0 мм,
- Цилиндрическую, то должны удалить характеристику: Длина колоды разрубочной, мм или написать, что данная характеристика равна 0, что противоречит "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе".
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Включение инструкции по заполнению заявок в состав извещения об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
Инструкция по заполнению заявки изобилует разными правилами и исключениями.
ООО "Мегатекс" и участники под N N111557242, N111556073, N111557065, N111559288 в соответствии с инструкцией по заполнению заявки и предложили характеристики товара и значения показателей.
Таким образом, отклонение заявки ООО "Мегатекс" и участники под N N111557242, N111556073, N111557065, N111559288 по основаниям, указанным в протоколе N ИЭА1 подведения итогов от 23.03.2022 г., противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4, ч.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мегатекс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика- ФГБУ детский санаторий "Бимлюк" МЗ РФ нарушения п.3) ч.2 ст.42, ч.5 ст.48, ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБУ детский санаторий "Бимлюк" МЗ РФ (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 апреля 2022 г. N 023/06/99-1223/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022