Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Крафт Айти" на действия Заказчика - КУ КК "ЦЗН" при проведении электронного аукциона: "Услуги по внедрению электронной очереди" (извещение N 0818500000822001505) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует требования, установленные в "Описании объекта закупки", которые по мнению Заявителя, приводят к ограничению.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Услуги по внедрению электронной очереди" (извещение N 0818500000822001505).
Заказчик - КУ КК "ЦЗН".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 472 900,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется:
N п/п |
Наименование закупаемых работ, входящих в объект закупки |
Кол-во |
Код по ОКПД 2 |
Единица измерения |
Требования, установленные к техническим характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к качественным характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Услуги по внедрению электронной очереди |
1 |
62.09.10.000 |
условная единица |
Программная часть системы должна быть полностью совместима с имеющиейся у Заказчика Лицензией - Лицензия Server СУО "ДАМАСК-Business" на 1 отделение, локальный офис (функционал ПО описан в Приложении N1), состав модулей системы:
Монтаж аппаратной части системы управления очередью включает в себя:
Поставка, монтаж, установка, настройка и ввод в эксплуатацию оборудования осуществляется по адресу: г. Краснодар ул. Петра Метальникова, уч. 42. Даты проведения работ по монтажу электронной очереди согласовываются с заказчиком. |
Назначение услуги: |
Объектом закупки является услуга по внедрению электронной очереди в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара, код ОКПД2 62.09.10.000. Цель Заказчика: исполнение требований приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2019 N 302 "Об утверждении Единых требований к организации деятельности органов службы занятости в части требований к помещениям и оснащению рабочих мест" (далее - Приказ), модернизации центра занятости в рамках федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", повышение качества оказываемых государственных услуг.
В соответствии с п.15. Приказа установлены следующие Требования к зоне информирования граждан и работодателей:
а) наличие сектора ожидания и сектора цифровых сервисов;
б) наличие электронной системы управления очередью, позволяющей учитывать в том числе заявителей, осуществивших предварительную запись по телефону, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" , региональный портал государственных и муниципальных услуг (при наличии технической возможности), а также для:
- учета заявителей в очереди, управления отдельными очередями в зависимости от видов государственных услуг;
-отображения статуса очереди;
-автоматического перенаправления заявителя в очередь на обслуживание к следующему работнику центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации;
-формирования отчетов о посещаемости центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, количестве заявителей, очередях, среднем времени ожидания (обслуживания) и о загруженности работников;
в) наличие специально оборудованного рабочего места (стойки) администратора/консультанта, предназначенного для оптимизации потока граждан и работодателей и сокращения вероятности возникновения очередей, помощи в получении талонов электронной очереди, в пользовании справочно-информационными ресурсами, а также для предоставления иной информации.
Таким образом, цель закупки (закупок), которая должна быть достигнута: установка электронной очереди, к функциональным и качественным характеристикам которой относятся составляющие её взаимосвязанные товары.
Так как сведения о получателях государственных услуг в обязательном порядке вносятся в регистры получателей государственных услуг (РПГУ) обязательным для оборудования электронной очереди является требование о совместимости с Программным комплексом "Катарсис" (РПГУ).
Учитывая длительность проведения конкурентной процедуры (с учетом требований приказа департамента по регулированию контрактной системы от 21.12.2021 N 135 "Об утверждении формы заявки заказчика на осуществление закупки, состава, содержания, требований по заполнению заявки заказчика и порядка ее подачи в государственное казенное учреждение краснодарского края "Дирекция государственных закупок"), в условиях резкого повышения цен на радиоэлектронную продукцию в первые дни марта 2022 года Заказчиком было принято решение о закупке сервера электронной очереди у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона N 44-ФЗ по минимальной предложенной цене (99800,00 руб.), государственный контракт N 16032022/АСУ от 16.03.2022 г., обязательства по которому выполнены поставщиком в полном объеме до начала конкурентной закупки. Поставленное оборудование отвечает требованиям заказчика по совместимости с ПК "Катарсис".
В силу п.4) ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составлял 6 229 934,76 рублей, фактически заключено контрактов с единственным поставщиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму 686 096,53 рублей, что составляет 11% от установленной законом для Заказчика нормы.
Таким образом заключение Заказчиком контракта у единственного поставщика не противоречит нормам действующего законодательства.
Заявитель указывает, что Заказчик "обходит" установленное частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе требование о проведении конкурентных способов определения поставщика услуг.
Согласно ст.24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Действующим законодательством не установлены ограничения по способу проведения закупки по ОКПД2 62.09.10.000.
Заявитель указывает, что Заказчик приобрел серверное программное обеспечение системы электронной очереди "ДАМАСК" и теперь пытается это программное обеспечение совместить с большей закупкой, в рамках которой должно быть поставлено оборудование и дополнительное программное обеспечение" не соответствует действительности.
В "Описании объекта закупки" Заказчиком указано:
Программная часть системы должна быть полностью совместима с имеющиейся у Заказчика Лицензией - Лицензия Server СУО "ДАМАСК-Business" на 1 отделение, локальный офис (функционал ПО описан в Приложении N1) |
В Приложении 1 к "описанию объекта закупки" указано:
Исполнителем должна быть обеспечена поставка, установка и настройка программного обеспечения системы управления очередью (СУО) в операционных залах в соответствии со следующими техническими требованиями:
Система должна быть полностью совместима с ранее установленной у Заказчика Программным комплексом "Катарсис" - предназначен для автоматизации предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций в сфере занятости. Комплекс разработан Научно-производственной компанией "Катарсис".
Все инструкции, правила обмена данными и расходы по интеграции с системой Катарсис исполнитель запрашивает у разработчика программного обеспечения самостоятельно и за свой счет.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из содержания вышеуказанной нормы в том числе следует, что в целях обеспечения взаимодействия с имеющимся оборудованием, Заказчик имеет право предусмотреть в техническом задании параметры, которые обеспечат реализацию такой совместимости. Иное означало бы приобретение услуг, не отвечающих потребностям Заказчика в виду потенциальной невозможности использования результата их оказания.
Представитель Заказчика на Комиссии пояснил, что любой производитель может осуществить совместимость своего программного обеспечения с уже имеющейся у Заказчика Лицензией - Лицензия Server СУО "ДАМАСК-Business" на 1 отделение, локальный офис, с функционалом ПО согласно описанию Приложении N1 технического задания. Поставщик самостоятельно запрашивает у разработчика программного обеспечения "ДАМАСК" всю необходимую информацию по совместимости поставляемых модулей: Лицензируемая система управления электронной очередью; Программное обеспечение для управления терминалом и лицензия к нему; Программное обеспечение для виртуального пульта и лицензия к нему. Для каждого оператора; Лицензируемое программное обеспечение, обеспечивающее ведение и редактирование статистических данных к системе управления электронной очередью; Система оценки качества обслуживания.
Кроме того, ответственным исполнителем Заказчика дополнительно был направлен запрос разъяснений разработчику программного обеспечения ПО СУО "ДАМАСК" о возможности интеграции с имеющимся у Заказчика Программным комплексом Катарсис, а также с оборудованием для управления электронной очередью и действующими системами (исх. 17 от 31.03.2022). Получен ответ ООО "Дамаск" - разработчик и правообладатель программного обеспечения "СУО ДАМАСК - goverment" (вх.1378 31.03.2022), что ПО СУО "ДАМАСК" имеет интеграцию с программным комплексом "Катарсис" (регистр получателей государственных услуг), а также информирует, что любой исполнитель может свободно обратиться к ООО "Дамаск" для интеграции с действующими системами.
В описании объекта закупки отсутствует требование связи электронной очереди с другими территориальными подразделениями.
Установление ограничения по использованию программного обеспечения "Энтер" привело бы к ограничению конкуренции и рискам в виде несостоявшейся закупки, не поставки оборудования.
В связи с появлением новых технологий, программного обеспечения заказчик исходя из финансовых возможностей, поставленных задач в области содействия занятости населения, с соблюдением принципа эффективности расходования средств бюджета Заказчик принимал решение о замене неэффективного оборудования.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
На участие в закупке подано 2 ценовых предложения.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Крафт Айти" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822001505).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 апреля 2022 г. N 202/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2022