Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. -начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - ООО "Техноимпорт" Сухачевой Е.В. (доверенность от 17.09.2019), в отсутствие представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Кровать больничная) (реестровый N 0125200000722000011), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.03.2022 поступила жалоба ООО "Техноимпорт" (далее также Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Кровать больничная) (реестровый N 0125200000722000011) (далее -запрос котировок).
Согласно доводам заявителя жалобы, извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав доводы Заявителя, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
22.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного запроса котировок.
Как следует из указанного документа, начальная (максимальная) цена контракта составила 3 449 599,92 руб.
По мнению Заявителя, Заказчик в техническом задании на поставку изделий медицинского назначения (Кровать больничная) установил конкретные характеристики товара, что приводит к ограничению конкуренции.
Комиссия считает данный довод обоснованным ввиду следующего.
Заказчик в файле "Описание объекта закупки" утвердил техническое задание согласно которому ему необходим к поставке товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Описание требований |
Требуемое значение параметра |
Кровать медицинская функциональная |
Обоснование требований |
1. |
Грузоподъемность |
|
200 кг |
Код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00002324 |
2. |
Привод |
Электрический |
Электрический |
Код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00002324 |
3. |
Тип |
Четырехсекционная |
Четырехсекционная |
Код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00002324 |
4. |
Тип регулировки секций |
Электрический |
Электрический |
Код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00002324 |
5. |
Длина общая, мм |
Не более 2180 |
2180 |
|
6. |
Ширина общая, мм |
Не более 1020 |
1020 |
|
7. |
Высота кровати регулируемая |
Соответствие |
Соответствие |
|
8. |
Механизм регулировки высоты кровати |
Электропривод |
Электропривод |
|
9. |
Высота от пола до рабочей поверхности ложа кровати минимальная, мм |
Не более 480 |
475 |
|
10. |
Высота от пола до рабочей поверхности ложа кровати максимальная, мм |
Не менее 730 |
735 |
|
11. |
Максимально допустимая нагрузка, кг |
Не менее 200 |
200 |
|
12. |
Количество подвижных секций ложа кровати |
Не менее 3 |
3 |
|
13. |
Вспомогательная тазовая неподвижная секция |
Наличие |
Наличие |
|
14. |
Длина рабочей поверхности ложа кровати, мм |
Не менее 1900 |
1915 |
|
15. |
Ширина рабочей поверхности ложа кровати, мм |
Не менее 900 |
900 |
|
16. |
Длина подвижной спинной секции ложа, мм |
Не менее 750 и не более 780 |
770 |
|
17. |
Длина подвижной бедренной секции ложа, мм |
Не менее 300 и не более 330 |
320 |
|
18. |
Длина подвижной ножной секции ложа, мм |
Не менее 500 и не более 530 |
500 |
|
19. |
Длина неподвижной тазовой секции ложа, мм |
Не менее 220 и не более 250 |
240 |
|
20. |
Расстояние между секциями, мм |
Не более 30 |
30 |
|
21. |
Каркас ложа кровати изготовлен из стальной трубы прямоугольного сечения с полимерно-порошковым покрытием |
Соответствие |
Соответствие |
|
22. |
Основание кровати изготовлено из стальной трубы круглого сечения с полимерно-порошковым покрытием |
Соответствие |
Соответствие |
|
23. |
Рабочая поверхность ложа - стальной перфорированный лист |
Соответствие |
Соответствие |
|
24. |
Толщина стального листа ложа, мм |
Не менее 1,2 |
1,2 |
|
25. |
Регулировка положения Тренделенбург в диапазоне |
Не менее 0°-15° |
0 |
|
26. |
Регулировка положения Антитренделенбург в диапазоне |
Не менее 0°-15° |
0 |
|
27. |
Механизм регулировки положения Тренделенбург / Антитренделенбург |
Электропривод |
Электропривод |
|
28. |
Регулировка положения Тренделенбург / Антитренделенбург реализуется при любой высоте ложа кровати |
Соответствие |
Соответствие |
|
29. |
Диапазон регулировки угла наклона спинной секции ложа |
Не менее 0°-70° |
0 |
|
30. |
Механизм регулировки спинной секции ложа |
Электропривод |
Электропривод |
|
31. |
Угол наклона бедренной секции изменяется одновременно с положением ножной секции и регулируется в пределах |
Не менее 0°-35° |
0 |
|
32. |
Механизм регулировки бедренной секции ложа |
Электропривод |
Электропривод |
|
33. |
Механизм регулировки ножной секции |
Растомат |
Растомат |
|
34. |
Электрическая регулировка функций кровати осуществляется с помощью пульта управления |
Наличие |
Наличие |
|
35. |
Регулировка спинной секции с помощью пульта управления |
Наличие |
Наличие |
|
36. |
Регулировка бедренной секции с помощью пульта управления |
Наличие |
Наличие |
|
37. |
Регулировка высоты кровати с помощью пульта управления |
Наличие |
Наличие |
|
38. |
Регулировка положения Тренделенбург / Антитренделенбург с помощью пульта управления |
Наличие |
Наличие |
|
39. |
Функция "автоконтур" - одновременная регулировка положений спинной и бедренной секций |
Наличие |
Наличие |
|
40. |
Кровать оснащена аккумуляторной батареей, позволяющей регулировать положение секций ложа в отсутствии подключения к сети |
Наличие |
Наличие |
|
41. |
Кровать оснащена быстросъемными торцевыми спинками |
Наличие |
Наличие |
|
42. |
Материал изготовления торцевых спинок |
Пластик |
Пластик |
|
43. |
Высота торцевых спинок от рабочей поверхности ложа кровати, мм |
Не менее 410 и не более 440 |
415 |
|
44. |
Фиксаторы спинок к каркасу кровати |
Наличие |
Наличие |
|
45. |
Торцевые спинки в верхней части оборудованы эргономичными ручками для удобства перемещения кровати |
Наличие |
Наличие |
|
46. |
Защитные роликовые бамперы из пластика в углах кровати |
Наличие |
Наличие |
|
47. |
Количество защитных бамперов |
4 |
4 |
|
48. |
Технологические отверстия на каркасе кровати для установки инфузионной стойки и штанги для подтягивания пациента |
Наличие |
Наличие |
|
49. |
Кровать оборудована по длине с каждой стороны боковыми складывающимися ограждениями |
Наличие |
Наличие |
|
50. |
Количество горизонтальных перекладин ограждения |
3 |
3 |
|
51. |
Количество вертикальных стоек ограждения |
2 |
2 |
|
52. |
Материалы изготовления боковых ограждений |
Стальная труба с полимерно-порошковым покрытием |
Стальная труба с полимерно-порошковым покрытием |
|
53. |
Длина боковых ограждений, мм |
1330 |
1330 |
|
54. |
Высота боковых ограждений над ложем кровати, мм |
Не менее 360 и не более 440 |
370 |
|
55. |
Ограждения оборудованы кнопочным механизмом складывания и фиксации, выделенным ярким цветом |
Наличие |
Наличие |
|
56. |
Основание кровати установлено на самоориентирующиеся сдвоенные колеса |
Наличие |
Наличие |
|
57. |
Диаметр колёс, мм |
125 мм |
125 мм |
|
58. |
Материал изготовления контактного слоя колес кровати |
Антистатический полимер |
Антистатический полимер |
|
59. |
Индивидуальный тормоз каждого колеса |
Наличие |
Наличие |
|
60. |
Кровать укомплектована матрасом медицинским |
Соответствие |
Соответствие |
|
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Описание объекта закупки размещается в виде электронного документа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки не определена возможность участников закупки предоставить к поставке товара в пределах значений, которые установлены Заказчиком в столбце 3 "Требуемое значение параметра" технического задания Заказчика, так как в столбце 4 "Кровать медицинская функциональная" уже указаны конкретные значения необходимого к поставке товара, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет им заполнить заявку на участие в запросе котировок.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, п.2 ч.1 ст.33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего составления описания объекта закупки, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заявитель считает, что Заказчик установил в техническом задании дополнительные характеристики товара без их обоснования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой закона постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Между тем установлено, что в техническом задании Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара по объекту закупки "Изделия медицинского назначения (Кровать больничная)", которые не указаны в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (код КТРУ 32.50.50.190-00002324), например: максимально допустимая нагрузка, каркас ложа кровати изготовлен из стальной трубы прямоугольного сечения с полимерно-порошковым покрытием, функция "автоконтур" - одновременная регулировка положений спинной и бедренной секций и т.д.
Однако, в нарушение пункта 6 Правил обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) описание объекта закупки не содержит.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Заявитель в своей жалобе указал, что Заказчик неправомерно не установил ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден Перечень N1.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Заказчиком в извещении о проведении электронного запроса котировок установлен код КТРУ - 32.50.50.190-00002324 (кровать больничная),
Вместе с тем, согласно позиции КТРУ - 32.50.50.190-00002324 (кровать больничная), данная позиция включает в себя товары с кодом ОКПД2 32.50.30.110 (кровати медицинские функциональные), которые включены в Перечень N1, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102.
Комиссия установила, что ограничение, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, в извещении в нарушение ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе отсутствует, что в свою очередь образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Кровать больничная) (реестровый N 0125200000722000011) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Министерство здравоохранения Астраханской области нарушившим ч.3 ст.14, ч.6 ст.23, п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, п.1 ч.2 ст.42, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Кровать больничная) (реестровый N 0125200000722000011).
3. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Астраханской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения (Кровать больничная) (реестровый N 0125200000722000011).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 30 марта 2022 г. N 030/06/42-368/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022