Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО ЧОО "АМЕГА" и в присутствии представителя государственного заказчика - Ахтубинский филиал ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" Цымбалова Ю.В. (доверенность от 12.01.2022 N01-07/15л), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "АМЕГА" на действия государственного заказчика - Ахтубинский филиал ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг частной охраны (реестровый N0325100008722000001), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 31.03.2022 поступила жалоба ООО ЧОО "АМЕГА" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика - Ахтубинский филиал ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" (далее также - Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг частной охраны (реестровый N0325100008722000001) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного запроса котировок на оказание услуг частной охраны (реестровый N0325100008722000001) (далее - Извещение) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
25.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у победителя закупки вооруженной мобильной группы задержания, пульта централизованного наблюдения, комнаты хранения оружия и мест хранения спецсредств в месте нахождения объекта Заказчика.
Комиссия считает довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчик в пункте 7 документа "Техническое задание" к извещению установил следующие требования.
-наличие на территории Ахтубинского района вооруженной, мобильной группы задержания (не менее одного человека) реагирующую на сигнальную информацию;
- с целью оперативного реагирования наличие на территории Ахтубинского района технических средств охраны (пульт централизованного наблюдения) передающих и принимающих сигнальную информацию;
- с целью оперативного обеспечения сотрудников охраны спецсредствами и оружием наличие на территории Ахтубинского района комнаты хранения оружия и мест хранения спецсредств.
Охранная деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности" является отдельным лицензируемым видом деятельности.
Деятельность частных охранных организаций на территории РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 11.06.2021) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N1130 "Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)" (далее - Постановление N1130) установлено, что в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Согласно пункту 6 Постановления N1130 категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий его совершения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления N1130 в зависимости от степени угрозы совершения на объектах (территориях) террористических актов и возможных последствий их совершения и с учетом оценки состояния защищенности объектов (территорий) устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) категории 1 - объекты (территории) федерального и межрегионального значения, противоправные действия на которых могут нанести ущерб государственной безопасности страны, привести к особо крупному экономическому ущербу.
б) объекты (территории) категории 2 - объекты (территории) регионального значения, противоправные действия на которых могут привести к экономическому ущербу в отношении промышленных предприятий, организаций социальной сферы и других организаций.
в) объекты (территории) категории 3 - локальные объекты (территории), противоправные действия на которых могут привести к выводу из строя или ограничению деятельности объектов категории 1 и 2.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика представил Комиссии паспорт безопасности административного здания Ахтубинского филиала ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области", согласно которому данный объект (территории) относится ко 2 категории.
Согласно пункту 17 Постановления N1130 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий) категории 2 осуществляются следующие мероприятия:
- организация охраны объекта (территории) с использованием технических средств и групп быстрого реагирования;
- обеспечение инженерно-технической укрепленности зданий, строений и сооружений;
- организация внутриобъектового режима;
- оборудование зданий, строений и сооружений, включая периметр объекта (территории), техническими системами охранной и тревожной сигнализации;
- оборудование зданий, строений и сооружений техническими системами пожарной сигнализации;
- оборудование зданий, строений и сооружений системой видеонаблюдения (охранного телевидения);
- подготовка персонала к действиям в условиях угрозы и совершения террористического акта;
- обмен информацией и оперативное оповещение уполномоченных органов и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об угрозе и (или) о совершении террористического акта, а также о действиях по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения террористического акта;
- проведение совместных учений (тренировок) с уполномоченными органами (по согласованию) по отработке действий при получении информации об угрозе или о совершении на объекте (территории) террористического акта;
- организация физической защиты объекта (территории) с использованием специальных средств;
- организация пропускного режима;
- оборудование ограждения периметра объекта (территории);
- оборудование системы контроля управления доступом;
- оборудование охранного освещения;
- оборудование системы оповещения (извещения);
Однако данным Постановлением N1130 не предусмотрено, что охранная организация обязана иметь в наличии вооруженную мобильную группу задержания, пульт централизованного наблюдения, комнату хранения оружия и места хранения спецсредств в каком то конкретном месте нахождения охраняемого объекта.
Установленное требование о наличии у победителя закупки вооруженной мобильной группы задержания, пульта централизованного наблюдения, комнаты хранения оружия и мест хранения спецсредств в месте нахождения объекта Заказчика, по мнению Комиссии, не может относиться к качественным и функциональным характеристикам оказания услуги, и по своей сути является требованием к наличию победителя определяющих ресурсов.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное в документе "Техническое задание" к Извещению требование к участникам закупки противоречит положениям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. о начальной (максимальная) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
При этом частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Одновременно следует отметить, что извещение о проведении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части срока и порядка подачи заявок на участие в запросе котировок.
Заказчик в Извещении установил, что начальная (максимальная) цена контракта составила 921 925,36 руб.
При этом, пунктом 2.2 проекта контракта установлено, что оплата по настоящему Контракту осуществляется путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Поставщика за фактически поставленный товар на основании счета (счета-фактуры) и товарной накладной, подписанной Сторонами, по следующей формуле цены Контракта:
где
ЦК - цена Контракта, определённая с использование настоящей формулы, которая не может превышать максимальное значение цены контракта (ЦК ЦКmax);
Цi - отпускная цена Поставщика за единицу поставляемого Товара в месяце (периоде) поставки, указываемая Поставщиком в товарной накладной;
Vi - объём поставляемого Товара в месяце (периоде) поставки;
i- начальное значение (индекс суммирования), который равен значению суммируемых величин (Цi - Vi) за 1 месяц поставки Товара;
n- конечное значение (диапазон суммирования), которое равно значению суммируемых величин за 2-ва месяца (периода) поставки, используемому при расчёте.
Таким образом, в Извещении и в проекте контракта содержится противоречивая информация в части начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "АМЕГА" на действия государственного заказчика - Ахтубинский филиал ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг частной охраны (реестровый N0325100008722000001) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Ахтубинский филиал ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" нарушившим пункт 1 части 2 статьи 42, часть 3 статьи 33, часть 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг частной охраны (реестровый N0325100008722000001).
3. Выдать государственному заказчику - Ахтубинскому филиалу ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" и членам комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг частной охраны (реестровый N0325100008722000001).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 апреля 2022 г. N 030/06/42-406/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022