Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->;
Членов Комиссии:
<------->;
<------->,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Заявителя и Уполномоченного органа, должным образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, представители не представлены,
рассмотрев жалобу ИП Чащина М.Е. на действия Заказчика - МКУ "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка кондиционера", начальная (максимальная) цена контракта - 209 800,00 рублей (извещение N 0190300001322000171) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) Дата и время окончания срока подачи заявок - 29.03.2022 09:00 (МСК+2);
3) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 29.03.2022;
4) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 31.03.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при описании объекта закупки использовал позицию КТРУ - 28.25.12.130-00000010, при этом установил ряд дополнительных характеристик при этом не предоставил надлежащих обоснований по каждой из этих характеристик.
Заказчик, Уполномоченный орган представили в управление мотивированные возражения на жалобу Заявителя согласно которым, с доводами жалобы они не согласны, считают, что при описании объекта закупки действовали в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В отношении первого довода жалобы.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещение о проведении закупки, объектом закупки является поставка кондиционера.
Заказчиком при описании объекта закупки использован товарный знак "Electrolux EACC-18H/UP3/N3" с сопровождением слов "или эквивалент". Параметры эквивалентности Заказчиком указаны с применением КТРУ 28.25.12.130-00000010 - Кондиционер бытовой. Дата обязательного применения данной позиции каталога 10.02.2022.
Приложением N3 к Извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено:
Товарный знак |
Electrolux EACC-18H/UP3/N3 или эквивалент |
|
Вид кондиционера |
Сплит-система |
|
Наличие фильтров тонкой очистки воздуха |
Да |
|
Инверторный тип кондиционера |
Нет |
|
Режим работы кондиционера |
Обогрев; Охлаждение; |
|
Тип внутреннего блока |
Кассетный |
|
Вид блока кондиционера |
Наружный |
|
Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения) |
А |
|
Мощность в режиме охлаждения |
|
Киловатт |
Мощность в режиме нагрева |
|
Киловатт |
Дополнительные функции |
Режим осушения; Режим приточной вентиляции; |
|
Наличие фильтров грубой очистки воздуха |
Да |
|
Пульт ДУ (для оперативной регулировки и управления функций кондиционера, без дополнительных затрат на приобретение оборудования) |
наличие |
|
Габарит внутреннего блока (ШхВхГ) (установка изделия на заранее подготовленное место) |
|
мм |
Габариты внешнего блока (ШхВхГ) (установка изделия на заранее подготовленное место) |
|
мм |
Цвет декоративной панели (основной цвет поверхности в месте установки изделия) |
Белый или молочно-белый |
|
Эффективен для помещения площадью (максимальная площадь помещения в месте установки изделия) |
|
М2 |
Система самодиагностики неисправности (позволяет системе провести диагностические процедуры и выявить неполадки в работе отдельных модулей и блоков сплит-системы) |
есть |
|
Потребляемая мощность при обогреве (количество энергии необходимое для обогрева) |
|
Вт |
Потребляемая мощность при охлаждении (количество энергии необходимое для охлаждения) |
|
Вт |
Напряжение электропитания (минимальное количество энергии необходимое для запуска прибора имеющего электродвигатель) |
|
Вольт |
Максимальный уровень шума внутреннего блока (максимально допустимый уровень шума для исполнения работниками трудовых обязанностей) |
|
дБ |
Уровень шума наружного блока (максимально допустимый уровень шума, для исполнения работниками трудовых обязанностей) |
|
дБ |
Комиссией было проанализировано описание объекта закупки, в результате чего установлено, что Заказчиком установлен ряд дополнительных показателей не предусмотренных позицией КТУР. По каждой из дополнительных характеристик Заказчиком приведено обоснование в произвольной форме, без ссылки на какие-либо нормативно-правовые акты, ГОСТы либо инструкции. Данные обоснования, в большем их количестве, такие как: Потребляемая мощность при обогреве (количество энергии необходимое для обогрева); Потребляемая мощность при охлаждении (количество энергии необходимое для охлаждения); Напряжение электропитания (минимальное количество энергии необходимое для запуска прибора имеющего электродвигатель) описывают саму дополнительную характеристику, а не безусловную необходимость Заказчика в ее установлении.
По мнению Комиссии указанное обоснование не является надлежащим, не отражает необходимость установления каждой из дополнительных характеристик закупаемого товара, а совокупность таких характеристик ведет к сужению круга потенциальных участников закупки, что в свою очередь нарушает требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как им установлены дополнительные характеристики закупаемого товара, не предусмотренные КТРУ, в отсутствие надлежащего обоснования. Следовательно, довод жалобы нашел своего подтверждения и является обоснованным
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные в действиях Заказчика нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно сведений ЕИС закупка по извещению N 0190300001322000171 признана несостоявшейся, в связи с чем предписание об устранении нарушений не выдавать.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащина М.Е. на действия Заказчика - МКУ "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления Пуровского района" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка кондиционера", начальная (максимальная) цена контракта - 209 800,00 рублей (извещение N 0190300001322000171) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика (с учетом функций, осуществляемых Уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчиков) - обеспечить уведомление должностного лица, ответственного за утверждение извещения о закупки (извещение N 0190300001322000171) о необходимости представить в срок до 28.04.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 29.04.2022 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <------->
Члены Комиссии: <------->
<------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 апреля 2022 г. N 089/06/33-266/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2022