Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.03.2022 N124 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СО "ЗАКУПКИ И ТОРГИ" (далее - Комиссия), в присутствии представителей: заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа"; уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заявителя - ООО "СО "Закупки и торги", рассмотрев материалы дела N 031/06/105-178/2022 по жалобе ООО "СО "Закупки и торги" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Дерматом, с питанием от батареи, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (закупка N 0826500000922001541) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СО "Закупки и торги" на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
1. Из жалобы следует, что согласно извещению об Электронном аукционе объектом закупки является поставка медицинских изделий: Дерматом, с питанием от батареи, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
По мнению заявителя, в Приложении N 1 "Описание объекта закупки" (далее - Приложение N1) содержатся характеристики товара, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Так, согласно Приложению N1 к поставке требуется дерматом с питанием от батареи в количестве 1 штука (КТРУ 32.50.50.190-00000103).
При этом часть характеристик, содержащихся в Приложении N1, относится к дерматому, а другая часть характеристик к кожному перфоратору.
Вместе с тем, дерматом и перфоратор принципиально разные инструменты, и в комбинированном виде промышленностью не производятся.
При указанных обстоятельствах, считает заявитель, что заказчик при закупке одного товара установил требования к двум разным товарам (инструментам), что является ненадлежащим описанием объекта закупки, вводит участников закупки в заблуждение, лишает возможности добросовестным поставщикам подготовить заявку и принять участие в закупке.
2. Заявитель в жалобе указал, что согласно позиции 2.2.4.1 Приложения N1 в упаковке должно быть лезвий не менее 10 штук.
Данное требование устанавливает ограничение для дерматомов отечественного производителя (ЗАО "Ассоциация Аэрокосмических Инженеров"), комплектующихся 5 ножами.
Считает, что в условиях импортозамещения логично устанавливать характеристики к закупаемым товарам с учетом имеющегося отечественного инструмента.
Заказчик - ОГБУЗ "Областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченное учреждение - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, считают жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представил дополнения к жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, не согласились с доводами жалобы ООО "СО "Закупки и торги" по основаниям, указанным в представленных возражениях заказчика и уполномоченного учреждения на данную жалобу. Представили дополнения к возражениям на жалобу, считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СО "Закупки и торги", возражения заказчика, уполномоченного учреждения, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.03.2022 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка медицинских изделий: Дерматом, с питанием от батареи, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 017 726,00 рублей.
Из пункта 7 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826500000922001541 от 25.03.2022 следует, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся.
При рассмотрении дела представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в первом доводе жалобы. При этом второй довод жалобы представителем заявителя снят с рассмотрения.
Комиссия считает действия заказчика в оспариваемой части правомерными по следующим основаниям.
Из части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе следует, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 34 Бюджетного Кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о проведении закупки должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, а также в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении закупок конкурентной среды.
Следовательно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в извещение об осуществлении закупки требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (подпункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Дерматом в комплектации с перфоратором предназначается для использования в ожоговом отделении.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 "Правила организации деятельности ожогового отделения для взрослых" к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "комбустиология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 559н ожоговое отделение создается как структурное подразделение многопрофильной медицинской организации для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по профилю "хирургия (комбустиология)" при термических и химических ожогах кожных покровов различной площади, глубины и локализации, проявляющихся в виде самостоятельной нозологической формы, а также сопровождающихся острыми и хроническими заболеваниями хирургического, терапевтического, акушерско-гинекологического, неврологического, стоматологического профиля, травматическими повреждениями, включая ингаляционную травму и поражение органа зрения (далее - ожоги), электротравме, а также при послеожоговых рубцовых деформациях и дефектах тканей различной локализации, в стационарных условиях.
Из пояснений представителя заказчика следует, что ожоговое отделение лечебного учреждения оказывает специализированную помощь. При этом учреждение относится к третьему уровню оказания медицинской помощи. Третий уровень оказания медицинской помощи - это оказание первичной (в том числе первичной специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи медицинскими организациями, осуществляющими оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Лечебным учреждением планируется подтвердить третий уровень оказания медицинской помощи, то есть осуществить лицензирование на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно пункту 43 Приложения N 3 "Стандарт оснащения ожогового отделения для взрослых" к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "комбустиология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 559н для осуществления вышеуказанной процедуры лицензирования лечебное учреждение должно иметь в наличии аппараты для взятия кожных трансплантантов: возвратно-поступательных не менее 2-х штук, циркулярных не менее 4-х штук.
В учреждении имеется в наличии 4 аппарата циркулярных для взятия кожных трансплантантов.
Таким образом, больнице необходимо приобрести аппараты возвратно-поступательные для взятия кожных трансплантантов.
При указанных обстоятельствах вопрос поставки аппарата циркулярного для взятия кожных трансплантантов заказчиком не рассматривался.
Учитывая изложенное выше, заказчик установил требования в отношении конкретного товара с целью осуществления процедуры лицензирования лечебного учреждения (отделения) на осуществление высокотехнологичной медицинской помощи.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Из пояснений уполномоченного органа также следует, что дерматом и перфоратор представляют собой функционально связанные медицинские изделия. Использование рукоятки дерматома невозможно без системы перфорирования срезанного кожного лоскута. В процессе забора и трансплантации кожного лоскута участвуют оба медицинских изделия.
В противном случае, площадь забранного участка кожи, была бы причиной нового кожного дефекта аналогичной площади, что лишает смысла проведения операции по трансплантации кожного лоскута.
Учитывая изложенное выше, заказчик, проведя анализ данных Росздравнадзора, установил ряд производителей в линейке которых присутствуют дерматом и перфоратор.
Так, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2007/00665 от 11.03.2009, выданное "Эскулап АГ", Германия "Инструменты хирургические для травматологии и ортопедии", подтверждает факт регистрации в нем оборудования, необходимого заказчику, а именно дерматом и перфоратор (доказательства представлены в материалы дела).
Согласно Приложению N 1 "Описание объекта закупки" (далее - Приложение N1) к поставке требуется дерматом с питанием от батарем (КТРУ 32.50.50.190-00000103) со следующей комплектацией поставки: аккумулятор, зарядное устройство, масло, лезвие, перфоратор, пластины для кожного перфоратора.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, а также учитывая норму части 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации дерматом с питанием от батареи (КТРУ 32.50.50.190-00000103) со следующей комплектацией поставки: аккумулятор, зарядное устройство, масло, лезвие, перфоратор, пластины для кожного перфоратора является медицинским изделием, применяемым в медицинских целях.
Доказательств, опровергающих вышеназванное утверждение заказчика заявителем при рассмотрении дела не представлено.
При указанных обстоятельствах описание объекта закупки, содержащееся в Приложении N1, является правомерным.
Одним из основных принципов, на которых строится законодательство о контрактной системе, это принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (статья 12 Закона о контрактной системе), который в первую очередь о говорит о том, что заказчик несет ответственность, в том числе и за то, что он закупил, насколько это эффективно, результативно и отвечает его потребности. Именно на это делает акцент Президиум Верховного суда в обзоре судебной практики от 28.06.2017.
Кроме того, в письме Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5 и Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, отражено, что указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В своем возражении на жалобу ООО "СО "Закупки и торги" уполномоченное учреждение указало, что объектом закупки является поставка медицинских изделий, а не их изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
При рассмотрении дела представителем ООО "СО "Закупки и торги" не приведено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, требуемые в извещении об осуществлении закупки, а также указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
Кроме того, при рассмотрении дела заказчиком представлены коммерческие предложения, поступившие от 3-х хозяйствующих субъектов, готовых поставить требуемый заказчику товар.
Таким образом, товар, приобретаемый в рамках Электронного аукциона, может быть предложен различными поставщиками, круг которых не ограничен.
На основании вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что содержащееся в документации об Электронном аукционе спорные требования к характеристикам приобретаемого медицинского изделия создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничения количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014, по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что документация об Электронном аукционе составлена с учетом потребностей заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе, что указывает на необоснованность доводов жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СО "Закупки и торги" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 4 апреля 2022 г. N 031/06/105-178/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022