Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 30.03.2022 N 137 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ПЕЛИКАН СТРОЙ" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика - МКУ "Управление капитального строительства Старооскольского городского округа (по доверенности N 42-04-04-10/1867 от 21.06.2021), представителей уполномоченного учреждения - МКУ "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" (Распоряжение N 271-рл от 24.05.2018), (по доверенности N22 от 09.10.2019), представителя заявителя - ООО "ПЕЛИКАН СТРОЙ" (по доверенности от 01.03.2022), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-183/2022 по жалобе ООО "ПЕЛИКАН СТРОЙ" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту образовательных учреждений (установка ограждений)" (N закупки 0826300021022000239), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ПЕЛИКАН СТРОЙ" (далее - Заявитель) на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту образовательных учреждений (установка ограждений)" (N закупки 0826300021022000239) (далее - Электронный аукцион).
Из содержания указанной жалобы следовало:
1. Согласно подпункту 2.1 пункта 2 приложения N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" заявка на участие в Электронном аукционе должна содержать характеристики предлагаемого участникам Электронного аукциона товара.
Объектом закупки являются работы по капитальному ремонту образовательных учреждений (установка ограждений).
При этом положения контракта не предусматривают поставку товара, следовательно, заявитель полагает, что Заказчик не вправе требовать конкретные показатели поставляемых товаров.
В подтверждение своих доводов Заявитель ссылается на письмо ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20.
2. Заявитель полагает, что отсутствуют пояснения относительно того, к какой габаритной характеристике относятся указанные значения (какое значение является длиной, шириной, высотой, глубиной и т.д.), что не позволяет определить потребность Заказчика.
3. Заявитель полагает, что инструкция по заполнению заявки создает препятствия для участников закупки и способствует допущению ошибок технического характера и не способствует корректному заполнению заявки.
4. Заявитель полагает, что Заказчиком необоснованно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 15.11.2021) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 не применена позиция КТРУ 42.99.19.142-00000007 "Ограждение кованое".
Уполномоченное учреждение - МКУ "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" представило возражение по жалобе ООО "ПЕЛИКАН СТРОЙ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласно.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ПЕЛИКАН СТРОЙ", ознакомившись с представленным возражением, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.03.2022 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - "Выполнение работ по капитальному ремонту образовательных учреждений (установка ограждений)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 157 247 105,80 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ПЕЛИКАН СТРОЙ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. Согласно локально-сметным расчетам, содержащимся в Технической части Приложения N 2 к извещению о проведении электронного аукциона (на примере ЛСР 02-01-01), в перечень работ, подлежащих выполнению, входят:
Раздел 1. Демонтажные работы.
Раздел 2. Устройство ограждения.
Раздел 3. Планировка прилегающей территории к ограждению.
Согласно п. 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов
Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:
- на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
- на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
- на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 4.2 Методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства спорта РФ от 27.12.2019 г. N 897-пр/1128 ограждение относится к элементу благоустройства общественных и дворовых территорий при создании функциональных зон площадок.
Таким образом, в рамках благоустройства территории могут проводиться следующие работы:
- уборка территории от грязи, мусора, снега, льда, их вывоз и утилизация;
- озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев);
- ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);
- возведение различных видов ограждений, установка беседок, скамеек, фонтанов, различных архитектурных форм, фонарей уличного освещения;
- содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;
- ремонт памятников, обелисков и др.
Таким образом, работы по установке ограждений образовательных учреждений относятся к работам по благоустройству территорий.
Однако, наименование объекта рассматриваемой закупки сложилось с учетом особенностей ее финансирования. Так, в соответствии с решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 18 марта 2022 года N 606 Заказчику - МКУ "Управление капитального строительства" выделено финансирование на "Капитальный ремонт образовательных учреждений (установка ограждений)" - подраздел "общее образование", позиция 116 приложения N 10 "Расходы на капитальные вложения и проведение капитальных ремонтов на 2022 год".
При этом извещение об осуществлении Электронного аукциона не содержит требований о предоставлении участниками закупки выписки о членстве в саморегулируемой организации, которая необходима при проведении закупок на выполнение работ по капитальному ремонту. Извещением предусмотрено только требование о наличии у участника закупки опыта работ, указанного в позиции 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, которое устанавливается при закупке работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Таким образом, работы по установке ограждений рассматриваются Заказчиком как работы по благоустройству территорий, но не как работы по капитальному ремонту объекта.
ФАС России в своем письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20, предлагает алгоритм отнесения товара к поставляемому и применяемому при выполнении работ.
Так, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается Заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В рассматриваемом случае товаром является ограждение, устанавливаемое (монтируемое) при выполнении работ.
1) Что касается передачи его Заказчику, то ограждение передается по Акту передачи выполненных работ, закрываемому по форме КС-2, т.е. ограждения будут приниматься Заказчиком не отдельно по товарной накладной, а в составе работ по акту приемки выполненных работ. При этом подтверждением приемки будет являться согласно пункту 6.16 проекта контракта сформированный с использованием и размещенный в ЕИС документ о приемке выполненных работ, к которому могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью - акт о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма КС-3) (пункт 6.17 проекта контракта).
2) Постановка на бухгалтерский учет будет осуществляться каждой образовательной организацией отдельно (алгоритм передачи товара от МКУ "УКС" образовательному учреждению представлен в материалы дела).
В качестве примера представителями Заказчика представлены документы о принятии на баланс аналогичного ограждения, которое передано Заказчиком МБОУ "СОШ N 28 с УИОП имени А.А. Угарова".
Согласно Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов N ВЧ02-000022 от 16.03.2022 МКУ "УКС" передано образовательному учреждению ограждение секционное, сварное 2920х2000мм по счету 1.106.31.410 как объект движимого имущества (товар).
Согласно Инвентарной карточки учета нефинансовых активов N 2021-46832 от 16.03.2022 ограждение секционное, сварное 2920х2000мм поставлено на бухучет в МБОУ "СОШ N 28 с УИОП имени А.А. Угарова", с присвоением инвентарного номера.
Таким образом, ограждения передаются по акту передачи (в составе работ) по форме КС-2 и принимаются к бухгалтерскому учету.
При указанных обстоятельствах довод заявителя признан необоснованным.
2. Довод Заявителя, о том, что отсутствуют пояснения относительно того, к какой габаритной характеристике относятся указанные значения (какое значение является длиной, шириной, высотой, глубиной и т.д.), что не позволяет определить потребность Заказчика, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Для наглядного представления ограждения, заказчиком в составе описания характеристик был представлен рисунок (чертеж) с указанием размеров элементов.
Размеры профильной трубы квадратного сечения представлены такими характеристиками, как толщина стенки, размеры ширины и высоты сечения.
3. Довод Заявителя, о том, что инструкция по заполнению заявки создает препятствия для участников закупки и способствует допущению ошибок технического характера и не способствует корректному заполнению заявки, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещение об осуществлении Электронного аукциона содержит Приложение N 1 (Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению).
Заявитель не указывает, какие конкретно положения инструкции не позволили ему корректно заполнить заявку.
Кроме того, Заявитель не воспользовался правом обратиться за разъяснениями к заказчику в соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на участие в Электронном аукционе подано две заявки, корректно заполненные.
4. Довод Заявителя, о том, что Заказчиком необоснованно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 15.11.2021) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, отраженных в письме от 15 апреля 2019 г. N 24-02-05/26879, Приказ N 126н принят для реализации полномочий по установлению условий допуска для целей осуществления закупок исключительно товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, что следует из его наименования, пункта 1 Приказа N 126н, утвержденного приложения, содержащего исключительно товары.
Приказ N 126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), не регулирует закупки работ, услуг, в связи с чем пункт 3 Приказа N 126н не может повлечь невозможность объединения в один лот товаров, а также работ, услуг.
Заказчиком применен раздел ОКПД2 41.20.40.900 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки".
Таким образом, требования в соответствии с Приказом N 126н не установлены, так как объектом закупки является выполнение работ, как единое целое, следовательно, условия допуска не применяются при проведении закупки.
5. Довод Заявителя, о том, что Заказчиком в нарушение Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 не применена позиция КТРУ 42.99.19.142-00000007 "Ограждение кованое", Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Установка ограждений в образовательных учреждениях проводится в рамках обеспечения мер по антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации с учетом требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. N 1006.
При описании характеристик ограждения Заказчик руководствовался, в том числе, Рекомендациями по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными ФКУ "Научно-исследовательский центр "Охрана" Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии РФ (далее - Рекомендации).
Так, согласно приложению N 2 к Рекомендациям высота ограждения 3 класса защиты (высокая степень защиты объекта от проникновения) и 4 класса защиты (специальная степень защиты объекта от проникновения) должна быть порядка 2 метров и оборудовано дополнительным ограждением.
В данной закупке устанавливаемое ограждение является металлическим сварным, характеристики которого в КТРУ отсутствуют, в связи с чем у Заказчика отсутствовала обязанность применения КТРУ.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПЕЛИКАН СТРОЙ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 5 апреля 2022 г. N 031/06/64-183/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2022