Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальник отдела контроля закупок Якутского УФАС, заместителя председателя Комиссии;
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): (представитель по доверенности);
от заказчика "Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский Республиканский онкологический диспансер": (представитель по доверенности);
при отсутствии:
заявителя общество с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский центр снабжения" (далее - ООО "ЮУРЦС", заявитель): не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО "ЮУРЦС" на действия (бездействие) ГБУ РС(Я) "ЯРОД" при поставке шприцевых насосов (извещение N 0816500000622002818), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЮУРЦС" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "ЮУРЦС" следует, что:
1. Техническое задание составлено под единственного производителя "Фрезениус Каби" (страна происхождения - Германия).
2. Заказчиком не учтены положения Правил использования каталога товаров, работ и услуг.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ЮУРЦС" необоснованной на основании следующего.
1. Извещение N 0816500000622002818 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 05.03.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Предмет закупки - поставка шприцевых насосов
4. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 498 925,00 рублей;
5. По окончании срока подачи подана 1 (одна) заявка на участие.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ЮУРЦС" необоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы в части того, что Техническое задание составлено под единственного производителя "Фрезениус Каби" (страна происхождения - Германия), признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
Из сути жалобы заявителя следует, что установленные требования к техническим характеристикам поставляемого товара по позициям N 1.3, 1.6.1-1.6.4, 1.42.1-1.43. Описания объекта закупки соответствуют товару единственного производителя "Фрезениус Каби" (страна происхождения - Германия).
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил следующее.
Заказчиком было разработано описание объекта исходя из имеющейся потребности в современном инфузионным оборудовании (насосы шприцевые). В описании объекта закупки указаны функциональные характеристики, потребительские свойства и качественные характеристики объекта закупки, имеющие существенное терапевтическое значение и обусловленные исключительно спецификой медицинского учреждения Заказчика с целью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком и повышения качества и безопасности лечебного процесса в рамках оказания высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи. Спорный товар Заказчиком выделен в отдельную закупку (монолот).
Выбор шприцевых насосов производства "Фрезениус Каби АГ" обусловлен наличием значительного количества инфузионной техники производства данного производителя на балансе Заказчика, большая часть из которой введена в эксплуатацию в 2021 году. Приобретение данного оборудования позволяет обеспечить полную совместимость, облегчает эксплуатацию и обслуживание медицинской техники, однако, решающим являются клинически обусловленные преимущества. Использование совместно с консолями Link производства "Фрезениус Каби АГ" позволяет одновременно заряжать до 6 насосов, использовать систему центрального оповещения для подачи сигналов тревоги, обновлять программное обеспечение, а также использовать специальные функции инфузионной техники, например, проведение многоканальной инфузии. В отделениях лечебного учреждения проходят лечение пациенты, которым требуется проведение инфузионной терапии, включая медленное и непрерывное внутривенное введение таких препаратов, как инсулин, кардиотоники и другие высокоактивные лекарственные средства. Для обеспечения непрерывного введения таких препаратов необходимо, чтобы этот препарат вводился через один активный шприцевой насос, а параллельно был полностью готов дополнительный (второй) шприцевой насос с таким же препаратом. В ряде случаях режим многоканальной инфузии жизненно необходим, особенно при проведении инотропной поддержки, поскольку обеспечивает непрерывное введение катехоламинов. В противном случае ручная замена шприца после тревоги насоса неминуемо ведет к скачку артериального давления у пациента, вызванного задержкой введения необходимого препарата). Таким образом, для обеспечения бесперебойного введения препаратов на одном койко-месте необходимо размещение 6-8 шприцевых насосов, объединенных с помощью Консоли Link.
С помощью автоматизированной консоли Link можно компактно располагать инфузионные насосы у койки пациента и объединять их одним сетевым кабелем (один кабель на 4, 6 или на 8 насосов), тяжелым пациентам могут вводиться до 8 различных препаратов одновременно, что можно обеспечить использованием данных станций - это существенный фактор в условиях использования большого количества техники при лечении тяжелых пациентов.
При транспортировке пациентов из операционной в отделение шприцевой насос извлекается из станции, транспортируется в палату вместе с пациентом и устанавливается в станцию в палате, при этом обеспечивается непрерывная инфузия требуемого препарата, если пациенту требуется введение дополнительного препарата можно установить дополнительный насос в станцию.
Оборудование "Фрезениус Каби АГ" является основой парка инфузионной техники в учреждении Заказчика, формирует инфраструктуру, которая непосредственно участвует в производственном процессе. Объект закупки является дополнением к действующей системе.
Представитель заказчика также пояснила, что на балансе ЛПУ имеются 3 единицы Консоли Link Agilia для объединения 6 (шести) инфузионных насосов Agilia (приняты к учету в 2021 году) и 1 единица Консоли Link Agilia для объединения 8 (восьми) инфузионных насосов Agilia (принята к учету в 2021 году). Производитель данных станций - "Фрезениус Каби АГ" (Германия).
В материалы дела заказчиком представлено руководство по эксплуатации на медицинское оборудование, находящееся на балансе и информационное письмо Фрезениус Каби от 17.01.2022 г. б/н. Согласно данному письму эксплуатация Консоли Link Agilia для объединения инфузионных насосов Agilia с несовместимыми шприцевыми насосами и насосами инфузионными (волюметрическими) категорически запрещена и технически невозможна ввиду конструкционных особенностей инфузионного оборудования, таких как размер полки для насосов, расположение разъемов питания насосов и датчиков инфракрасной связи.
С Консолью Link Agilia для объединения инфузионных насосов Agilia производства Компании "Фрезениус Каби АГ" можно использовать только медицинское оборудование, указанное в руководстве по эксплуатации в качестве совместимого (раздел 2.2 "Совместимые насосы").
С Консолью Link Agilia для объединения инфузионных насосов Agilia совместимо исключительно инфузионное оборудование производства компании Фрезениус Каби, а именно:
Насос инфузионный волюметрический Agilia VP;
Насос инфузионный волюметрический Agilia VP МС;
Насос волюметрический VOLUMAT AGILIA;
Насос волюметрический VOLUMAT MC AGILIA;
Насос инфузионный шприцевой Agilia SP;
Насос инфузионный шприцевой Agilia SP МС;
Насос инфузионный шприцевой Agilia SP TIVA;
Насос шприцевой Injectomat AGILIA;
Насос шприцевой Injectomat MC AGILIA;
Насос шприцевой Injectomat TIVA AGILIA.
Инфузионное оборудование каких-либо иных производителей с Консолью Link Agilia для объединения инфузионных насосов Agilia несовместимо.
Представителем заказчика также указано, что в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения N 09-С-571-1414 от 05.02.2016 разъяснено, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
Также согласно данному письму за нарушения правил обращения медицинских изделий предусмотрена административная ответственность согласно ст. 6.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Комиссия Якутского УФАС отмечает, что при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
Проанализировав Извещение об электронном аукционе, комиссия Якутского УФАС установила, что Описание объекта закупки сформировано с учетом пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в связи необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком.
В соответствии со статьёй 22 Закона о контрактной системе, в целях обоснования начальной (максимальной
) цены контракта, заказчиком были направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений об условиях поставки насосов шприцевых, совместимых с консолью для объединения насосов Fresenius Kabi Link пяти поставщикам, имеющим опыт поставок данного Товара, в запросах заказчик указал функциональные характеристики, потребительские свойства и качественные характеристики Товара. В ответ на запрос заказчика были получены коммерческие предложения от трех поставщиков.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Следовательно, любой участник электронных аукционов имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данных электронных аукционов (поставщик, посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что Заказчиком не учтены положения Правил использования каталога товаров, работ и услуг, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в Части II "Описание объекта закупки" электронного аукциона установлены требования к закупаемому товару, где его наименование указано как "Насос шприцевой", КТРУ: 32.50.50.190-00001341.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пп. "б" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил использования каталога, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать, согласно такой позиции, описание товара, работы, услуги при наличии такого описания в позиции.
Пунктом 5 письма Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961" разъяснено, что в случае если описание товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, не сформировано:
- не наступают условия применения пункта 4 Правил использования КТРУ в отношении описания товара, работы, услуги, не сформированного и не включенного в позицию каталога;
- заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе (то есть самостоятельно устанавливает требуемые характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога в случае указания дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В связи с тем, что на закупаемую по настоящему аукциону продукцию на дату размещения закупки по позиции КТРУ 32.50.50.190-00001341 "насос шприцевой" отсутствует описание товара, работы, услуги, сформированное в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, обоснование таких характеристик не требуется ввиду их отсутствия. Так как Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.
Таким образом, характеристики, необходимого к поставке оборудования, установлены Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе и Правилами использования КТРУ.
Довод жалобы признан необоснованным.
Таким образом, жалоба ООО "ЮУРЦС" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу общества с ограниченной возможности "Южно-Уральский центр снабжения" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения РС(Я) "Якутский Республиканский онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утеплению и чистовой облицовке наружных стен здания общежития (извещение N 0816500000622002818) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 марта 2022 г. N 014/06/33-395/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022