Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
В соответствии с обращением ООО "ЭСКБ" (от 25.03.2022 г. вх. N 4161) и в соответствии п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в отношении Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки N 0801300016521000187 "Выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения в городском поселении город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 79 от 25.03.2022 года
У С Т А Н О В И Л А:
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в обращении указывает, что требование в качестве подтверждения опыта "копии подписанных в двустороннем порядке закрывающих актов/документов составе контракта (договора) поставки в рамках оказания энергосберегающих услуг" ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст. 108 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия по осуществлению закупок вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 настоящего Федерального закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Комиссией установлено, что в документации указаны следующие требования для подтверждения квалификации участников закупки: "документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса в электронной форме, а именно: "копии подписанных в двустороннем порядке закрывающих актов/документов составе контракта (договора) поставки в рамках оказания энергосберегающих услуг".
На заседании комиссии было установлено, что ни в одной из имеющихся договоров "закрывающий акт/документ" законодательством не предусмотрен.
Таким образом, Заказчиком требование в качестве подтверждения опыта "копии подписанных в двустороннем порядке закрывающих актов/документов составе контракта (договора) поставки в рамках оказания энергосберегающих услуг" ограничивает количество участников закупки.
Следовательно, в действиях Уполномоченного органа установлено нарушение ч.9 ст. 108 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик установил требования не в соответствии с ГОСТ, а также в документации отсутствует надлежащее обоснование необходимости использования других показателей, уловных обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании комиссии было установлено, что Заказчику требуется:
Характеристика |
Требование |
требуемые значения |
Требование (инструкция) заказчика к указанию значения показателя участником закупки |
||
Тип 1 |
Тип 2 |
Тип 3 |
|||
Нижний предел рабочего диапазона напряжения переменного тока, В |
Не более |
100 |
Указывается одно конкретное значение равное или не превышающее заявленного |
Заказчиком в ЕИС размещено обоснование, из которого следует:
Нижний предел рабочего диапазона напряжения переменного тока |
Согласно ГОСТ 32144-2013, учитывая непредсказуемость ряда явлений, влияющих на напряжение, не представляется возможным установить определенные допустимые границы значений для соответствующих характеристик напряжения (частота, значения и форма напряжения, а также симметрия напряжений в трехфазных системах электроснабжения). Поэтому изменения характеристик напряжения, связанные с такими явлениями, как провалы напряжения в указанном ГОСТ не нормируются. ГОСТ 32144-2013 регламентирует напряжение в сети, а не в драйвере светильника, в связи с этим указывается номинальное напряжение сети, в которой могут быть использованы электрические приборы, а также предельный диапазон отклонений допустимых для нормальной эксплуатации. Указанное требование " Напряжение переменного тока" относится к драйверу светильника и не нарушает требований ГОСТ. Также в ГОСТе 29322-2014 указано, что "электрооборудование можно использовать только в электрических системах, имеющих наибольшее напряжение, которое меньшее или равно его наибольшему напряжению для электрооборудования". Таким образом, диапазон рабочего напряжения оборудования должен быть не меньше диапазона рабочего напряжения, обусловленного параметрами сети. ГОСТ устанавливает значения стандартного напряжения, которые предназначены для применения в качестве:- эталонных значений для электрооборудования и проектируемых электрических систем (четкое указание "предпочтительных значений" и "эталонных значений", а устанавливаемое оборудование будет работать не на идеальных сетях, а в реальных условиях с учетом наличия / возникновения вредных факторов - скачки напряжения с питающих пунктов, атмосферные и природные явления, возможные техногенные аварии и т.д.). Следовательно, установленное требование к напряжению переменного тока, не нарушают требований ГОСТ 29322-2014. ГОСТ Р 54350-2015 не определяет требования к светильникам по данному показателю. Требование к показателю установлено в связи с изношенностью электросетевого хозяйства заказчика и энергоснабжающей организации, с целью продлить срок службы светильников, обеспечивая необходимое освещение и избежать преждевременного выхода светильника из строя, связанного с провалами напряжения. |
Согласно письму ООО "Башкирэнерго" от 28.01.2022 N БЭ/1.12.1-420 "На обращение о возможности эксплуатации электрических сетей наружного уличного освещения с уровнем напряжения 100 В (вольт) сообщаю, что действующие в электроэнергетике технические нормы качества электрической энергии содержатся в ГОСТ 32144 - 2013 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения, общего назначения". Согласно названного ГОСТа в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение составляет 220 В (для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (для трех- и четырехпроводных трехфазных систем), отклонение которых не может превышать 10%. ООО "Башкирэнерго" в технологических процессах руководствуется вышеназванными нормами номинального напряжения, при этом случаи работы электросетевого оборудования в пониженном режиме номинального напряжения 100 В не фиксировались, и не изучались, в связи с чем не владеем информацией о технической возможности работы систем наружного уличного освещения с уровнем номинального напряжения 100 В, не соответствующим требованиям ГОСТ 32144-2013."
Согласно ГОСТ 29322-2014 НАПРЯЖЕНИЯ СТАНДАРТНЫЕ - при нормальных условиях оперирования напряжение питания не должно отличаться от номинального напряжения системы больше чем на 10%.
Таким образом, требования Заказчика установлены в нарушении п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Уполномоченного органа установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08 февраля 2022 года Решением ТО 002/06/99-135/2022 установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчику и Уполномоченному органу было выдано предписание ТО 002/06/99-135/2022, на заседании комиссии установлено, что в части отклонения от ГОСТ предписание не исполнено. Следовательно, выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Уполномоченного органа установлено нарушение ч.9 ст. 108, п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Комиссии Уполномоченного органа, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 марта 2022 г. N ТО 002/06/99-501/2022 (ключевые темы: участники закупок - гост - антимонопольный орган - контрактная система в сфере закупок - стандартизация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022