Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "МИРНЫЙ-55", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3231 от 21.03.2022) на действия субъекта контроля при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству общественной территории "Сквер у ДК со стороны ул. Вишнякова".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 01.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 000 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2604).
Пунктом 3 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Комиссия установила, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки заявок "Характеристики объекта закупки":
"Начисление баллов по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждамых баллов |
1. |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ. |
0 |
2 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично. |
10 |
3 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы одной стадии выполнения работ представлено в полном объеме. |
30 |
4 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме. |
60 |
5 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме. |
100 |
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю "Качество выполнения работ" критерия оценки "Характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки должно содержать детализированное описание каждого вида выполняемых работ, которое обязательно должно включать в себя следующие характеристики:
- Технология выполнения работ - совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием нормативно-технических требований действующих правил, постановлений, строительных норм, стандартов, санитарных норм и правил и т.д, которые будут неукоснительно соблюдаться исполнителем при выполнении работ.
- Контроль качества выполнения работ - методы, направленные на контроль качества выполнения работ, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком, методы контроля за действиями непосредственных исполнителей, методы контроля качества результата выполненных работ;
- Оборудование, инвентарь и иные средства, используемые при выполнении работ - совокупность оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями при выполнении работ, с обязательным указанием наименований такого оборудования и специальных средств, формы права собственности (пользования), и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе выполнения соответствующего вида работ;
- Рабочая сила, задействованная при выполнении определённых видов работ - перечень специалистов, задействованных при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту, должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, должностной инструкции, вида трудоустройства, инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, а также выполнение каждым из указанных специалистов обязанностей по охране труда во время исполнения контракта (-ов), определяемых с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки, и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Описание вида выполняемых работ, соответствующего выполняемой работы, признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание вида выполняемых работ содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик, и такое описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик соответствует положениям извещения со всеми приложениями.
Описание стадии выполнения работ признается представленным в полном объеме в случае, если описание стадии выполнения работ содержит описание всех видов выполнения работ, соответствующих стадии, и описание видов выполнения работ представлено в полном объеме.
Описание стадии выполнения работ признается представленным частично в случае, если описание стадии выполнения работ не содержит описания всех видов выполнения работ соответствующих стадии, и/или описание хотя бы одного вида выполнения работ представлено не в полном объеме.
Описание выполняемых работ в отношении каждой оцениваемой характеристики по всем стадиям выполнения работ, предлагаемое участником конкурса в составе заявки, должно содержать наименование соответствующей характеристики, не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании оцениваемых характеристик в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу.
При формировании предложения о качестве выполнения работ участник закупки должен не повторить требования извещения со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Техническое предложение о качестве выполняемых работ по объекту закупки должно разрабатываться участником на основе технического задания, являющимся неотъемлемой частью настоящего извещения, и отвечать всем требованиям, указанным в техническом задании, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в нем.
При указании в техническом предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком, необходимо указать в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков.
При указании в техническом предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль.
При указании в техническом предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки контроля за действиями непосредственных исполнителей участнику закупки необходимо указать в том числе виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения.
При указании в техническом предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки внутреннего контроля за состоянием уровня безопасности на объекте участнику закупки необходимо указать в том числе комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника конкурса по проверке соблюдения работниками участника конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые.
Методы - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
При указании в техническом предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки совокупности методов для достижения желаемого результата при выполнении работ по контракту на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо также указать режим работы, последовательность операций (от того, как преступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг), особенности привлечения соисполнителей, а также особенности возмещения убытков в случае допущения нарушений исполнения условий контракта.
При указании в техническом предложении о качестве выполняемых работ по объекту закупки методов контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
При указании в техническом предложении о технологии выполнения работ в отношении видов работ, связанных с валкой деревьев и выкорчевкой пней (п.1.2-1.6.) необходимо указать, в том числе, методы, направленные на обеспечение места производства работ средствами медицинской помощи, а также методы, направленные на соблюдение правил техники безопасности при производстве работ.
При указании в техническом предложении о технологии выполнения работ в отношении видов работ, связанных с валкой деревьев и выкорчевкой пней (п.1.2-1.6.) необходимо указать, в том числе, минимальные и максимальные сроки по переносу спиленных деревьев и веток к месту складирования после вырубки и опиловки.
При указании в техническом предложении о технологии выполнения работ необходимо указать, в том числе, методы, направленные на осуществление фотофиксации процесса оказания услуг, периодичность фотофиксации.
При указании в техническом предложении сведений о привлекаемой рабочей силе необходимо указать, в том числе, должность сотрудников, осуществляющих фотофиксацию процесса выполнения работ.
Таблица 2 (Рекомендуемая)
"Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"
Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендуемый порядок предоставления сведений в виде таблицы 2 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер стадии выполнения работ. В графе 2 указывается наименование стадии выполнения работ. В графе 3 участник предоставляет наименования видов и описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем стадиям выполнения работ.
Стадии выполнения работ:
N1. Подготовительные работы
N2. Монтаж
N3. Прочие работы
Виды работ по стадии N1:
1.1 Разборка горизонтальных поверхностей бетонных конструкций при помощи отбойных молотков;
1.2 Разборка тротуаров и дорожек из плит с их отноской и укладкой в штабель;
1.3 Разборка покрытий и оснований до 10 см щпс;
1.4 Разборка цементно-бетонных второстепенных дорожек толщиной 10 см;
1.5 Разборка асфальтобетонных покрытий и оснований толщиной 6 см;
1.6 Разборка бортовых камней на щебеночном основании - демонтаж ж/б балки 0,2х0,2х10 метров;
1.7 Разборка бортовых камней: на бетонном основании;
1.8 Погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой вручную;
1.9 Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей (с использованием погрузчика);
1.10 Перевозка мусора I класс груза;
1.11 Демонтаж скамеек и урн массой до 0,5 т;
1.12 Демонтаж ограждений из стали на металлических стойках, шаг стоек: 2;
1.13 Установка ранее демонтированных ограждений из стали на металлических стойках, шаг стоек: 2 м.
Виды работ по стадии N2:
2.1 Устройство дорожек на центральной аллее;
2.2 Устройство ступеней центральной аллеи с покрытием из плитки;
2.3 Устройство пандусов центральной аллеи;
2.4 Устройство покрытия центральной аллеи из тактильной плитки;
2.5 Установка БР100.20.8;
2.6 Устройство понижения БР100.30.15;
2.7 Установка БР100.30.15 на месте демонтированного;
2.8 Устройство второстепенных дорожек;
2.9 Освещение центральной аллеи;
2.10 Освещение второстепенных дорожек
Виды работ по стадии N3:
3.1 Утилизация мусора при демонтажных работах;
3.2 Утилизация грунта при устройстве дорожек на центральной аллее;
3.3 Утилизация грунта при устройстве ступеней центральной аллеи с покрытием из плитки;
3.4 Утилизация грунта при устройстве покрытия второстепенных дорожек из тротуарной плитки".
В соответствии с пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком в рамках нестоимостного критерия оценки "Характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качественные характеристики объекта закупки".
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки (пункт 17 Положения).
Согласно пункту 19 Положения, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению (порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе), устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Комиссия установила, что установленная Заказчиком в порядке оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме шкала оценки заявок не позволяет выявить наилучшее условие исполнения контракта, так как является непропорциональной и в такой шкале отсутствует зависимость между предоставляемыми сведениями и начисляемыми баллами. Например:
если один из участников закупки представит сведения о качественных характеристики в отношении всех 3 (трёх) стадий, по всем установленным видам работ, в отношении всех характеристик, за исключением, к примеру, характеристики "описания мероприятий по обеспечению безопасности производства работ (далее оцениваемые характеристики)", то заявке такого участника закупки будет начислено 10 баллов в соответствии со шкалой оценки.
если другой участник закупки представит сведения о качественных характеристики в отношении всех 3 (трёх) видов, но в каждой виде будет описан исключительно 1 характеристика выполнения работ, в рамках которого будет описана 1 характеристика, то заявке такого участника закупки будет начислено 10 баллов.
Таким образом, несмотря на тот факт, что один из участников закупки очевидно представил больше сведений о качественных характеристика объекта закупки, описал большее количество видов работ и большее количество характеристик, заявке будет присвоено столько же баллов, как и другому участнику закупки, в заявке которого представлены сведения в существенно меньшем объеме, в связи с чем установленные критерии не позволяют выявить наилучшее предложение среди предложений участников открытого конкурса в электронной форме.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в рамках критерия "Характеристики объекта закупки" установлена "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Кроме того, Заказчиком определен порядок заполнения вышеназванной формы :
"Рекомендуемый порядок предоставления сведений в виде таблицы 2 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер стадии выполнения работ. В графе 2 указывается наименование стадии выполнения работ. В графе 3 участник предоставляет наименования видов и описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем стадиям выполнения работ".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком фактически задается требование к форме предоставления сведений по критерию "Характеристики объекта закупки". Вместе с тем, Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ N 2604 не предусмотрена возможность установления инструкции по предоставлению сведений в отношении нестоимостного критерия оценки "Характеристики объекта закупки".
Таким образом, порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме с нарушением принципов неценовой конкуренции, о соблюдении которых неоднократно указывалось, в том числе в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2020), что приводит к ситуации, когда участники закупки, предоставившие сведения по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки", могут получить 0 баллов за ошибки оформления или составления табличной формы.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
По доводу относительно того, что установление критерия оценки "Характеристики объекта закупки" не позволяет выявить наилучшее условие исполнения контракта на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 марта 2022 г. N 047/06/42-652/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022