Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Имидж":
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 140, 140а, 141, 142, 142а, 143, 144, 122 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
16.03.2022 на официальном сайте https://zakupki.lenreg.ru размещено извещение о проведении закупки N 64019-22LO.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалоб ООО "Имидж" полагает, что Заказчиком при проведении закупки в Электронном магазине Ленинградской области допущены нарушения норм Закона о контрактной системе и Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В одном из доводов Заявитель указывает, что закупка не включена в план-график, при этом приводя сведения о плане-графике Заказчика на 2020 финансовый год.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что осуществил закупку на основании плана-графика на 2022 финансовый год, что подтверждается скриншотом из региональной информационной системы "АЦК-Госзаказ", а также идентификационным кодом закупки.
Следовательно, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Относительно довода о неверном определении способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) представитель Заказчика пояснил, что Заявитель ссылается на положения статьи 19 Закона N 220-ФЗ в части обязательности проведения исключительно открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. При этом положениями Закона N 220-ФЗ регулируется осуществление перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам, а именно статьи 14 и 17 соответственно.
В статье 17 Закона N 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. В пункте 19 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. К тому же, согласно части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам выдается по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. Часть 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ гласит: предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Заказчик пояснил, что Заказчиком была проведена закупка на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 140, 140а, 141, 142, 142а, 143, 144, 122 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области. Как было указано ранее, положения относительно организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам установлены в статье 14 Закона N 220-ФЗ, в которой определено: осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
Частью 5 статьи 14 Закона N 220-ФЗ закреплены возможные условия для включения в документацию о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственный или муниципальный контракт (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика).
Таким образом, Закон N 220-ФЗ допускает проведение закупки на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам у единственного подрядчика с соблюдением положения Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.
В отношении довода заявителя о разночтениях в сроках действия контракта представитель Заказчика пояснил, что пунктом 4 Технического задания, а также подпунктом 2 пункта 5.4 Проекта контракта предусмотрен срок выполнения работ: с 01.06.2022 г. до 31.05.2027 г. включительно.
При этом пунктом 9.1 Проекта контракта установлено: настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2027 г.
По мнению Заказчика, Заявитель ошибочно приравнивает срок выполнения работ к сроку действия контракта.
Срок действия гражданско-правового договора определен периодом, наступающим с момента заключения договора и действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Срок выполнения работ - это срок, в который должно быть исполнено то или иное обязательство, предусмотренное договором, что по настоящей закупке является периодом осуществления перевозок.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.
В отношении довода заявителя относительно ограничения круга участников из-за установленных Заказчиком характеристик, а также из-за формирования лотов представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в пункте 4 приложения N 2 к контракту указан вид используемого топлива, что является реализацией права Заказчика на выбор вида используемого подрядчиком топлива. Данное право обусловлено положениями Приказа Минтранса России от 29.12.2018 N 482 "Об утверждении типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам".
Заказчиком в целях рационализации организации регулярных перевозок сформированы лоты в рамках поселений, при этом подобное формирование лотов не ограничивает участие в закупке потенциальных участников, находящихся на разной удаленности от места осуществления перевозок.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.
Инспекция также установила, что согласно пунктам 5, 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
- осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей
- осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую полтора миллиона рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями подпункта "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 настоящего Федерального закона. При этом должно быть обеспечено предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивание персональных данных.
Инспекция установила, что объектом данной закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 140, 140а, 141, 142, 142а, 143, 144, 122 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области. Таким образом, Инспекция пришла к выводу, что Заказчиком неправомерно определено основание закупки у единственного поставщика по пунктам 5, 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Приказа
РЕШИЛА:
1. Выявить в действиях Заказчика нарушение пунктов 5, 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
2. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения, так как по результатам проведения данной закупки заключен контракт;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 марта 2022 г. N 047/06/99-670/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022