Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя ИП Бобков Валерий Валентинович:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3528 от 25.03.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для оснащения объекта по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, Колтушское шоссе д. 138.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 723 980,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает извещение об электронном аукционе в части инструкции, которая не позволяет однозначно определить заполнение заявки.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы при подготовке заявки на участие в электронном аукционе ИП Бобковым В.В. были выявлены сведения, указанные в документации для проведения аукциона, которые затрудняют однозначное восприятия установленных Заказчиком требований, вводят участников в заблуждение и противоречат установленным действующим законодательством правилам и нормам.
Комиссия выявила, что сведения о качественных, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией о закупке установлены Заказчиком в приложении N 1 к описанию объекта закупки (далее - Приложение N1). Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе также содержится в Приложении N1 (далее - Инструкция).
В первом доводе жалобы, Заявитель указывает, что пп. 28 Поз.2 и пп. 51 Поз.3 Приложение N1 невозможно заполнить с учетом требований Инструкции.
Комиссия проверив вышеуказанную информацию, подтверждает правомерность довода Заявителя.
Так, Приложение N 1 содержит таблицу с техническими характеристиками в котором указаны товары в том числе следующие характеристики:
- Поз.2 Стол тип 1, пп. 28 Открытые торцы: Должны быть толщиной 0,4 - 2 мм;
- Поз.3 Стул для посетителей, пп. 51 Толщина наполнения сиденья в интервале составит: 15-20 мм.
Согласно п. 29 Инструкции Заказчика:
"29. В случае, если нижняя и верхняя граница разделена при помощи символа тире, а требование к значению показателя установлено без использования слов, словосочетаний, символов, знаков, предлогов, указанных в п.4-20 Инструкции, то требование предъявлено в соответствии с п. п. "б" п.23, при условии, если настоящей Инструкцией не предусмотрено иное (по инструкции необходимо предоставить диапазон значений).
Исключением из п.29 Инструкции составляют случаи, если в наименовании показателя установлен символ двоеточие, а нижняя и верхняя граница разделена при помощи символа тире, а требование к значению показателя установлено без использования слов, словосочетаний, символов, знаков, предлогов, указанных в п.4-20 Инструкции, то в указанном случае Участник закупки должен представить конкретное не диапазонное значение показателя с нижней границей, превышающей требования Заказчика, а верхней границей, менее значения, установленного Заказчиком".
Комиссия установила, что пп. 28 Поз. 2 и пп. 51 Поз. 3 Приложения N1 относятся к исключениям п. 29 Инструкции, при этом его буквальное требование требует с одной стороны указать не диапазонное значение, с другой стороны, должен предоставить верхнюю и нижнюю границу.
Верхняя и нижняя граница существуют только у диапазонных значений, а конкретное не диапазонное значение не может состоять из двух значений.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что Инструкция не имеет однозначного порядка заполнения для части позиций.
Второй довод жалобы Заявителя также подтверждается материалами дела.
Так, Приложение N 1 содержит таблицу с техническими характеристиками в котором указаны товары в том числе следующие характеристики:
- по Поз.7 Стенд тип 3 имеются следующие требования:
пп. 167 Количество столбцов в стенде более 4 шт.
пп. 169. С 2 по 6 столбец расположены карманы формата А4.
С одной стороны, Заказчик требует, чтобы количество столбцов в стенде было более 4 шт., но одновременно в описании товара присутствует требованием "с 2 по 6 столбец расположены карманы формата", каким образом участнику выполнить пп.169 о расположении карманов (между 2 и 3, 3 и 4), если пп. 167 определено, что столбцов должно быть более 4.
Также Комиссия установила, что Заказчиком, например, установлены, в том числе, следующие требования к конкретным показателям (характеристикам) - "Ширина каждой буквы в словах "Почетные граждане"; "Состав кромочного материала", "Состав полки", "Наполнение сиденья" и т.д.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено в материалы дела обоснования установления указанных показателей (характеристик) в описании объекта закупки, являющаяся компонентом товара.
Таким образом включение в извещение излишних требований к характеристикам товара, а именно, включение в аукционную документацию описания, например, "Наполнение сиденья - Поролон" и т.д. без соответствующих обоснований в извещении, носит избыточный характер и формирует узконаправленных исполнителей, что, в свою очередь приводит к ограничению количества участников закупки
Более того, Комиссия внимательно ознакомилась с Инструкцией на участие в аукционе и выявляет, что они не содержит однозначного порядка предоставления сведений о показателях (характеристиках) товара.
Так, в Приложении N1 и Инструкции Заказчика требования в отношении товаров, требуемого заказчику сформулированы таким образом, что участникам и контролирующему органу необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, что свидетельствует не о стремлении заказчика довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
В связи с чем, подобная Инструкция не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению аукционной заявки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бобков Валерий Валентинович обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 1 апреля 2022 г. N 047/06/42-725/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2022