Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬЯНС ГРУПП СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Истра Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнения работы по монтажу систем пожарной сигнализации и СОУЭ в МОУ Дедовская средняя общеобразовательная школа N1 (извещение N 0848300048222000126 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего неправомерные требования в извещении о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 21.03.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 921 655,79 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 29.03.2022.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, в связи с тем, что в Локальной смете отсутствует количество товаров подлежащих поставке, установленных в Форме требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкция по её заполнению извещения о проведении Аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Форме требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкция по её заполнению извещения о проведении Аукциона установлены требования к характеристикам товаров, в том числе для товаров "Громкоговоритель потолочный".
На заседании Комиссии установлено, что Локальной смете извещения о проведении Аукциона отсутствует информация о необходимом количестве товара "Громкоговоритель потолочный".
Изучив извещение о проведении Аукциона, Комиссия установила, что действия Заказчика в части ненадлежащего установления требований к вышеуказанным товарам вводят участников закупки в заблуждение и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В Инструкции по заполнению заявки установлено, в том числе следующее:
"- Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель не равный указанному, с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения;
- Слова "Не выше", "не должен быть выше", "не превышает", "не должна превышать" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения, но не равный ему;
- В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" или заключенные в кавычки вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
Изучив положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части установления подобным образом указанных положений Инструкции по заполнению заявки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Форме требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкция по её заполнению извещения о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по монтажу систем пожарной сигнализации и СОУЭ в МОУ Дедовская средняя общеобразовательная школа N1.
Заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению установлено, в том числе следующее:
"а) с учетом положений части 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
Предложение участника закупки должно соответствовать требованиям заказчика, установленным в Приложении к Извещению "Описание объекта закупки".
Заявка на участие в закупке может быть представлена по рекомендуемой форме, предусмотренной приложением N 1 к Описанию объекта закупки (Форма 2), и заполнена в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке (раздел 2 настоящего Приложения) и Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (Приложение N 1 к Описанию объекта закупки).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Формой требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкция по её заполнению извещения о проведении Аукциона установлены требования к поставляемым товарам.
Таким образом, учитывая, что Формой требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкцией по её заполнению извещения о проведении Аукциона установлены требования к поставляемым товарам, указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Установлено. Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением ПП РФ от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе отсутствует требование о предоставлении в составе заявки действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением ПП РФ от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Форма требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкция по её заполнению извещения о проведении Аукциона сформирована ненадлежащим образом, а именно товар "Извещатель ручной" относящийся к коду ОКПД 2: 26.30.50.121 подразделен на множество типов имеющих идентичные технические характеристики.
Аналогичным образом Заказчиком допущено нарушение в отношении иных товаров установленных в Форме требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкции по её заполнению извещения о проведении Аукциона.
Изучив Форму требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкцию по её заполнению извещения о проведении Аукциона, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬЯНС ГРУПП СТРОЙ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 01.04.2022 N 050/06/105-11258/2022.
4. Материалы дела от 04.04.2022 N 050/06/105-11678/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее по делу от 01.04.2022 N 050/06/105-11258/2022.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 апреля 2022 г. N 050/06/105-11678/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022