Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием системы "TrueConf":
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "...", действующий на основании доверенности от 30.03.2022 года б/н,
- "...", действующий на основании доверенности от 17.03.2022 года б/н,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Институт развития территорий "Константа" (далее - ООО "Институт развития территорий "Константа"):
- "...", действующий на основании доверенности от 11.05.2021 года б/н,
- "...", действующая на основании доверенности от 29.03.2022 года N 008,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу (вх. N 1224 от 25.03.2022 года) ООО "Институт развития территорий "Константа" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 на выполнение научно-исследовательских работ по внесению изменений и дополнений в Схему территориального планирования Республики Тыва и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Институт развития территорий "Константа" извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) объект закупки не относится к научно-исследовательским работам, следовательно, заказчиком неправомерно установлена величина значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки;
2.) показатель оценки "наличие у участника закупки финансовых ресурсов" установлена в извещении о проведении электронного конкурса N 0112200000822000590 ненадлежащим образом.
На заседании Комиссии представители подателя жалобы поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 разработано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 на выполнение научно-исследовательских работ по внесению изменений и дополнений в Схему территориального планирования Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик:
- разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2);
- определяет в соответствии с Законом о контрактной системе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе (подпункт 3 пункта 5.2);
- разрабатывает и утверждает проект контракта (договора) (подпункт 4 пункта 5.2);
- устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (подпункт 6 пункта 5.2).
Таким образом, государственный заказчик - Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ" несет ответственность за разработку и утверждение описания объекта закупки, за определение критерии оценки заявок и их величины значимости, за разработку и утверждение проекта контракта, а также за установление требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 10.03.2022 года размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 на выполнение научно-исследовательских работ по внесению изменений и дополнений в Схему территориального планирования Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000 рублей.
1.) Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, из буквального толкования части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что критерии оценки заявок характеризируются как стоимостные (цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ) и как нестоимостные (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации).
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604, принятого во исполнение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения значимость критерия оценки - это вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В приложении N 2 к Положению приведены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности:
|
Наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
||
Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" |
Максимальная значимость критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" |
Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
||
2 |
Работы, услуги, за исключением работ, услуг, предусмотренных позициями 3 - 20 приложения |
60 |
10 |
40 |
11 |
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы |
20 |
10 |
80 |
Как следует из извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590, объект закупки заказчиком определен как выполнение научно-исследовательских работ по внесению изменений и дополнений в Схему территориального планирования Республики Тыва.
Согласно приложения к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 заказчиком установлены следующие критерии и показатели оценки заявок:
А) критерий "цена контракта" - значимость 20%
Б) критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость 80%, состоящая из следующих показателей:
- наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 1 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия или новую технологию, а также техническую и (или) конструкторскую документацию на них, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Частью 1 статьи 770 ГК РФ предусмотрено, что исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.
В соответствии с частью 4 статьи 769 ГК РФ условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
Согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний; научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В силу части 1 статьи 3 Закона о науке научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
Согласно ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Порядок выполнения научно-исследовательских работ", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 03.09.1999 года N 286-ст, научно-исследовательская работа (НИР) - это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
В силу пункта 4.4 указанного ГОСТа, процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов: выбор направления исследований; теоретические и экспериментальные исследования; обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации по НИР; предъявления работы к приемке и ее приемка.
Таким образом, системообразующим признаком научно-исследовательской деятельности, независимо от целей и задач, которые она преследует, является получение и применение новых знаний в ходе ее осуществления. При этом, научная новизна работ может быть обусловлена как требованиями к результатам работ, указанным в техническом задании, так и нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения в указанной сфере.
Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России изучив условия технического задания (описание объекта закупки) и проекта контракта приходит к выводу, что условия закупочной документации не соответствуют положениям ГК РФ (статьи 769, 778), поскольку в проекте контракта отсутствуют условия о предмете договора на выполнение научно-исследовательских работ (техническое задание не предусматривает получение новых знаний или применение новых знаний), о рисках невыполнения договора, о правах на результаты работ, о конфиденциальности информации и другие условия, предусмотренные для данного вида работ главой 38 ГК РФ.
Кроме того, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2015 года N 1180 утвержден типовой контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовые условия контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемые в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта.
Однако, проект контракта, приложенный к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590, не соответствует типовому контракту, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2015 года N 1180, а также не содержат типовые условия, предусмотренные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2015 года N 1180.
Более того, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 не содержит требования к квалификационному составу работников участника закупка (в частности, наличие работников с ученой степенью) и не содержат иные условия (в частности, обязанность исполнителя на выполнение требования о государственном учете научно-исследовательски работ гражданского назначения, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках контракта, должны быть закреплены за субъектом Российской Федерации).
Также, необходимо отметить, что услуги и работы, связанные с научными исследованиями, входя в группу 72 ОКПД2 "услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками".
В свою очередь, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 указана позиция КТРУ - 71.11.32.000, что соответствует группе ОКПД2 - 71 "услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа".
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что услуги (работы), предусмотренные извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590, не относятся к научной (научно-исследовательской) деятельности, следовательно, предельные величины значимости критериев должны были быть установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 к Положению.
При таких обстоятельствах, государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в нарушение части 4 статьи 32 и пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе неправомерно установлена в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 величина значимости стоимостных и нестоимостных критериев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, довод ООО "Институт развития территорий "Константа" о том, что объект закупки не относится к научно-исследовательским работам, следовательно, заказчиком неправомерно установлена величина значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки, является обоснованным.
2.) Как указано выше, одним из показателей нестоимостного критерия оценки заявок является наличие у участников закупки финансовых ресурсов.
При этом, наличие финансовых ресурсов (денежных средств) подтверждается выпиской банковского счета, заверенной банком, наличие уставного капитала подтверждается - выпиской из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса.
Размер уставного капитала участника конкурса считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия выписки из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса;
При отсутствии у участника конкурса комплекта подтверждающих документов заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Согласно пункту 2 Положения показатель оценки - это вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки; значимость показателя оценки - это вес показателя оценки в процентах в совокупности всех показателей оценки, детализирующих оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Как следует из пункта 8 Положения, в случае применения показателей оценки по нестоимостным критериям оценки, применяются детализирующие показатели; в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов.
В силу пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "наличие у участников закупки финансовых ресурсов" (подпункт "а").
Вместе с тем, из извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 невозможно однозначно сделать вывод каким образом участнику закупки необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие финансовых ресурсов (денежных средств) (одновременно выписка банковского счета, заверенная банком, и выписка из ЕГРЮЛ либо выписка банковского счета, заверенная банком, или выписка из ЕГРЮЛ), а равно каким образом данные документы оцениваются (величина денежных средств во взаимосвязи с величиной уставного капитала либо отдельно величина денежных средств и величина уставного капитала).
В свою очередь, в силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом, в соответствии с действующим законодательством наличие уставного капитала предусмотрено только для некоторых юридических лиц (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), минимальные размер которых различаются (10 000 рублей - часть 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", 100 000 рублей - статья 26 Федерального закона от 26.12.1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Обязательное наличие уставного капитала законом не предусмотрено в отношении физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, отдельных категорий юридических лиц.
Кроме того, законом не урегулирован порядок представления банками выписок по счетам и дубликатов с них своим клиентам, данные вопросы, в частности порядок представления выписок по счетам, размер платы за такую услугу и иные условия ее предоставления, регламентируются договором банковского счета и иными соглашениями (статьи 421 и 779 ГК РФ, часть 1 статьи 29 Федерального закона от 02.12.1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Следовательно, срок и порядок представления банком (кредитной организацией) выписки по счету, размер платы за такую услугу определяется банком (кредитной организацией) индивидуально либо условиями банковского обслуживания, к которым присоединяются все клиенты в соответствии со статьей 428 ГК РФ.
Более того, справки по операциям и счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц составляют банковскую тайну в соответствии со статьей 857 ГК РФ и могут быть предоставлены им самим, судам и иным компетентным государственным органам, указанным в части 2 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
При этом, извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 четко не регламентированы условия выписки банковского счета, заверенной банком (например, заверенная банком в бумажном или электронном виде, за какой период предоставляется выписка).
Таким образом, исходя из приведенных положений Закона о контрактной системе и Положения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами не может подтверждаться величиной денежных средств, находящихся на счете банка, и величиной уставного капитала участника, которая не является показателем наличия либо отсутствия собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования иных материально-технических ресурсов, необходимых и достаточных для оказания услуг (выполнения работ) по контракту.
Учитывая изложенное, установленное требование к оценке предложения участника по показателю "наличие у участников закупки финансовых ресурсов" не связано с предоставлением дополнительной гарантии выполнения победителем закупки обязательств, не позволяет выявить лучшее предложение и не направлена на выбор победителем закупки лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
На основании изложенного, государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в нарушение статьи 8 и пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе ненадлежащим образом установлен в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 показатель оценки "наличие у участников закупки финансовых ресурсов".
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, довод ООО "Институт развития территорий "Константа" о ненадлежащем установлении в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 показателя оценки "наличие у участника закупки финансовых ресурсов" является обоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1.) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
- о наличии действующей лицензии или выписки из реестра лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности";
- участник, должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования.
1.1.) Отношения, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, регулируется Законом Российской Федерации от 21.07.1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
В статье 5 Закона о государственной тайне и в Указе Президента Российской Федерации от 30.11.1995 года N 1203 приведен перечень сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне пропуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 года N 333 утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России изучив извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 (в том числе, техническое задание, проект контракта) приходит к выводу, что заказчиком в составе оказываемых услуг (выполняемых работ) не предусмотрено, что предметом закупки является оказание услуг (выполнение работ), связанных с обработкой секретных данных.
Кроме того, содержание схемы территориального планирования (статьи 9, 14 и 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)) не включает сведений, отнесенных к государственной тайне в соответствии с Законом о государственной тайне. Проект схемы территориального планирования подлежит открытому опубликованию в полном объеме, в том числе в части материалов по обоснованию (часть 7 статьи 9, статьи 56 и 57.1 ГрК РФ).
Таким образом, государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно установлено в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 требование к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
1.2.) В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
Частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Вместе с тем, объектом открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 является выполнение научно-исследовательских работ по внесению изменений и дополнений в Схему территориального планирования Республики Тыва, то есть работы, не связанные с подготовкой проектной документации, рабочей документации (внесением изменений в указанные документации).
Таким образом, государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно установлено в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.) Как указано выше, одним из показателей нестоимостного критерия оценки заявок является наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом, по указанному показателю оцениваются наибольшее количество у участника закупки руководителей и ключевых специалистов, имеющих опыт работы и образование по укрупненной группе специальностей:
А) в соответствии с ОК 009-2003 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию":
1. "Архитектура и строительство":
- "Градостроительство",
- "Городское строительство и хозяйство",
- "Водоснабжение и водоотведение",
- "Промышленное и гражданское строительство".
2. "Геодезия и землеустройство";
3. "Экономика и управление";
4. "Естественные науки":
- "Экология";
- "Природопользование";
- "Экология и природопользование"
и (или)
Б) в соответствии с ОК 009-2016 "Общероссийский классификатор специальностей по образованию":
1. "Архитектура":
- "Градостроительство",
2. "Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия":
- "Землеустройство и кадастры",
3. "Экономика и управление",
4. "Техника и технологии строительства":
- "Строительство",
5. "Науки о Земле":
- "Экология и природопользование"
В соответствии с ОК 016-94 "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов":
- к руководителям относятся: генеральный директор, директор (начальник), заместители директора (начальника), главный инженер.
- к ключевым специалистам относятся специалисты: инженер, экономист, архитектор, эколог.
Специалисты должны находиться в штате участника закупки или быть с ним в договорных отношениях.
Сведения о наличии у участника закупки руководителей и ключевых специалистов, имеющих опыт работы и образование по укрупненной группе специальностей подтверждаются копиями:
- дипломов о профессиональном образовании государственного образца;
- документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с участником закупки. Таким документом может являться любой из ниже представленных:
- копии приказов о приеме специалистов на работу или выписки из таких приказов;
- копии трудовых книжек;
- копии трудовых договоров сотрудников с участником закупки;
В случае, если специалист находится в договорных отношениях гражданско-правового характера с участником закупки, то копией гражданско-правового договора.
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (подпункт "д").
В силу подпункта "а" пункта 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, устанавливаются в объеме необходимым для выполнения работ, являющимся объектом закупки.
Как указано выше, заказчиком в качестве специалистов, оцениваемых по рассматриваемому показателю, установлены, в том числе следующие специалисты по направлениям (специальностям): "городское строительство и хозяйство", "водоснабжение и водоотведение", "промышленное и гражданское строительство", "строительство", "экономика и управление", "техника и технологии строительства".
Вместе с тем, в силу статьи 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.
Таким образом, для подготовки схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, а равно для внесения в нее изменений, отсутствует обязательная необходимость в наличии у исполнителя таких специалистов как "городское строительство и хозяйство", "водоснабжение и водоотведение", "промышленное и гражданское строительство", "строительство", "экономика и управление", "техника и технологии строительства".
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что наличие у участника закупки специалистов по направлениям (специальностям): "городское строительство и хозяйство", "водоснабжение и водоотведение", "промышленное и гражданское строительство", "строительство", "экономика и управление", "техника и технологии строительства" не может служить дополнительной гарантией выполнения победителем закупки обязательств, не приводит к выявлению лучшего предложения, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Кроме того, из извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 невозможно однозначно сделать вывод каким образом участнику закупки необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (по всем специалистам либо по отдельности), а равно каким образом данные документы оцениваются (например, в случае если участник закупки предоставил документы в отношении специалистов только по одной категории).
На основании изложенного, государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в нарушение статьи 8 и пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе ненадлежащим образом установлен в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.) Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупки по которому размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке по которому направлены с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 января 2023 года - не более десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая оформления документа о приемке без использования единой информационной системы, при котором срок оплаты должен составлять не более тридцати дней с даты подписания такого документа, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно пункту 2.7 проекта контракта заказчик производит единовременную оплату результата выполненных работ в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания заказчиком акта выполненных работ в пределах доведенных лимитов бюджетных средств на лицевом счете заказчика на цели, указанные в пункте 1.1, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
Таким образом, государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе неправомерно установлено в проекте контракта требование к сроку оплаты за выполненные работы.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Институт развития территорий "Константа" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушения:
2.1. части 4 статьи 32 и пункта 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604;
2.2. статьи 8 и пункта 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 показателя оценки "наличие у участников закупки финансовых ресурсов".
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушения:
3.1. пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования;
3.2. статьи 8 и пункта 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822000590 показателя оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
3.3. части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в проекте контракта требования к сроку оплаты за выполненные работы.
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и конкурсной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ", оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица.
Председатель Комиссии |
"..." |
|
|
Члены Комиссии |
"..."
"..." |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 5 апреля 2022 г. N 017/06/105-36/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022