Резолютивная часть решения объявлена 01.04.2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 06.04.2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
"___" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"___"- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"___" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва, Общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦМАШ",
рассмотрев обращение (вх. N 1027 от 15.03.2022 года) Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦМАШ" (630052, г. Новосибирск, ул. Толмачевская, д. 33/3, офис 304, ОГРН: 1165476072882, Дата присвоения ОГРН: 01.03.2016, ИНН: 5404030391, КПП: 540401001, генеральный директор: "___"), в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000822000293 "Поставка лесохозяйственной техники (колесных тракторов) в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" на модернизацию специализированной лесохозяйственной техники", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 16.03.2022 года N 94 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000822000293.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ООО "СПЕЦМАШ" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения, а также ссылка для участия в заседании Комиссии Тывинского УФАС России по средствам видеоконференцсвязи была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Согласно письменным пояснениям (вх. N 1325 от 31.03.2022 года) ООО "СПЕЦМАШ", представленным до рассмотрения обращения, следует, что общество не имело умысла уклонится от заключения государственного контракта, общество имеет высокую деловую репутацию, не имеет неисполненных обязательств по заключенным договорам поставок. В соответствии с новыми ценами из-за санкционных ограничений по отношению к российской валюте техника, предложенная ООО "СПЕЦМАШ" к поставке стоила бы в закупе: Колесный трактор БЕЛАРУС 82.1-23/12-23/32 (4x4) с балочным мостом (пр-во: ОАО "МТЗ", Республика Беларусь) в количестве 6 штук, 28 065 долл. США х 130 рублей х 6 (штук) = 21 890 700 рублей, при том, что начальная максимальная цена по аукциону: 14 059 999,98 рублей. Кроме того, под санкции попало и производство тракторов ОАО "МТЗ", под запрет попали комплектующие, закупаемые ранее у западных производителей, что негативным образом сказалось на сроках поставки тракторов. Согласно письму от ОАО "МТЗ", срок поставки колесных тракторов БЕЛАРУС 82.1-23/12-23/32 (4x4) с балочным мостом составляет 120 дней. Согласно требованиям конкурсной документации, срок поставки: 90 дней. Введение в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь международных санкций, изменение валютного курса, привели к значительному удорожанию техники, стоимости и сроку доставки из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Все указанные последствия явились чрезвычайными, непредотвратимыми для ООО "СПЕЦМАШ" обстоятельствами, по причине наступления которых ООО "СПЕЦМАШ" вынуждено было отказаться от заключения вышеуказанного Контракта. ООО "СПЕЦМАШ" просит признать вышеуказанные обстоятельства форс - мажорными и не применять мер ответственности за уклонение от заключения Контракта, а также не включать сведения об ООО "СПЕЦМАШ" в реестр недобросовестных поставщиков.
К указанным письменным пояснения ООО "СПЕЦМАШ" были приложены копии следующих документов:
- прейскурант отпускных цен от ОАО "МТЗ";
- письмо ОАО "МТЗ" (исх. N 102-26/3106 от 10.03.2022 года) об увеличении сроков поставки на тракторную технику.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-37/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 17.02.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822000293 "Поставка лесохозяйственной техники (колесных тракторов) в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" на модернизацию специализированной лесохозяйственной техники", начальная (максимальная) цена контракта: 14 059 999,98 рублей.
Согласно извещению электронного аукциона N 0112200000822000293 заказчиком рассматриваемой закупки является Министерство лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0112200000822000293 от 28.02.2022 года от участников закупки поступили следующие ценовые предложения.
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Ценовое предложение, поданное участником закупки |
Вид аукциона |
1 |
111434560 |
13 989 699,98 руб. |
понижение |
2 |
111442848 |
14 059 999,97 руб. |
понижение |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0112200000822000293 от 01.03.2022 года комиссия по осуществлению закупок, руководствуясь статьей 43 Закона о контрактной системе, рассмотрела заявки участников закупки и приняла решение о соответствии всех заявок участников требованиям извещения электронного аукциона N 0112200000822000293 и законодательству о контрактной системе.
По итогам электронного аукциона N 0112200000822000293 на основании протокола подведения итогов от 01.03.2022 года победителем настоящей закупки признан участник закупки N 111434560 (ООО "ДОРТЕХНИКА"), заявка участника закупи под N 111442848 (ООО "СПЕЦМАШ") заняло второе место.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Из истории заключения контракта, представленной оператором электронной торговой площадки, следует:
- 10.03.2022 года заказчиком участнику отправлен на подпись проект контракта;
- 16.03.2022 года изменение состояния контракта - контракт перешёл из состояния Контракт отправлен участнику на подпись" в состояние "Участником создан протокол разногласий";
- 16.03.2022 года отклонение проекта контракта участником - опубликован протокол разногласий по проекту контракта;
- 17.03.2022 года отправка проекта контракта участнику на подпись - участнику отправлен на подпись проект контракта;
- 19.03.2022 года - изменение состояния контракта - контракт перешёл из состояния "Контракт отправлен участнику на подпись" в состояние "Участник отказался от заключения контракта".
По смыслу частей 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после представления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта, а в случае непредоставления участником закупки такого обеспечения в срок, установленный для заключения контракта, названный участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Протоколом от 10.03.2022 года ООО "ДОРТЕХНИКА" (победитель электронного аукциона N 0112200000822000293) признано уклонившимся от заключения контракта.
Решением Тывинского УФАС России от 24.03.2022 года N 017/06/104-35/2022 сведения, представленные Министерством лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ДОРТЕХНИКА", в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000822000293 "Поставка лесохозяйственной техники (колесных тракторов) в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" на модернизацию специализированной лесохозяйственной техники", в реестр недобросовестных поставщиков не включено.
Согласно протоколу об уклонении участника закупки от заключения контракта от 21.03.2022 года ООО "СПЕЦМАШ" признано уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В соответствии с пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 орган контроля, принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, причиной неподписания контракта ООО "СПЕЦМАШ" является возникновение сложностей из-за введения санкционных ограничений, а также увеличением курса рубля и увеличением сроков доставки техники из Республики Беларусь.
Данные факты свидетельствуют об отсутствии умысла уклонения от подписания проекта контракта и намерений причинить вред заказчику.
Следовательно, материалами дела не подтверждается, что победитель электронного аукциона - ООО "СПЕЦМАШ" совершал недобросовестные действия по умышленному уклонению от подписания проекта контракта, не терял интерес к его заключению в ходе всего срока осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦМАШ" (630052, г. Новосибирск, ул. Толмачевская, д. 33/3, офис 304, ОГРН: 1165476072882, Дата присвоения ОГРН: 01.03.2016 года, ИНН: 5404030391, КПП: 540401001) и его генерального директора "___", в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000822000293 "Поставка лесохозяйственной техники (колесных тракторов) в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" на модернизацию специализированной лесохозяйственной техники", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председательствующий Комиссии "___"
Члены Комиссии
"___" "___"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 6 апреля 2022 г. N 017/06/104-37/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2022