На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчика, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), при участии посредством системы видеоконференц-связи представителей МКУ "Управление капитального строительства г. Орла" Костикова А.С., Поздняковой Е.А., Администрации города Орла Дерябкиной Т.Ю., представители АО "ЭТС", Коновалова Игоря Викторовича на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Коновалова Игоря Викторовича (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства г. Орла" (далее - Заказчик), Комиссии по осуществлению закупок МКУ "Управление капитального строительства г. Орла" Администрацией города Орла (далее - Уполномоченный орган), (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на завершение работ по объекту: "Реконструкция "Красного моста" в городе Орле" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) N 0154300014622000152) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 1 приложения к раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - раздел I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия", Постановление N 2571);
2. Комиссией по осуществлению закупок заявка ООО "УПМК-22" неправомерно признана соответствующей извещению о проведении Аукциона, поскольку участником Аукциона не подтверждено наличие опыта выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о наличии у участника Аукциона лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении вида работ "ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Комиссией по осуществлению закупок Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 28.03.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.04.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 04.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 625 586 878,82 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 8880409283R153930414; 8880409283R153890414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.02.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Аукциона признано ООО "УПМК-22" с предложением о цене контракта в размере 1 625 586 878,82 руб.;
8) 28.03.2022 между Заказчиком и ООО "УПМК-22" заключен контракт от 28.03.2022 N 07/22.
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 1 - 5 и 16 и 22 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
В соответствии с позицией 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571 к участникам закупки на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.
При этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся такие документы, как: копия исполненного договора; копия акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; копия акта выполненных работ, подтверждающего цену выполненных работ; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки данной позиции.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта культурного наследия "Красный мост" в г. Орле.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно части 5 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
На заседании Комиссией установлено, что в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр объектов культурного наследия) объект "Красный мост" включен в реестр объектов культурного наследия (номер в реестре 571411307910005).
Кроме того, представителями Заказчика, Уполномоченного органа в подтверждение представлен приказ Управления культуры и архивного дела Орловской области от 11.09.2013 N 348 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Красный мост", 1949 г., расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, в створе улицы Гостиная - площадь Мира" (далее - Приказ от 11.09.2013 N 348), согласно которому объект "Красный мост" отнесен к объектам культурного наследия.
Таким образом, при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия Заказчик, Уполномоченный орган обязаны установить соответствующие дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, а также требования о предоставлении информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Однако Заказчиком, Уполномоченным органом дополнительные требования о соответствии участников закупки в соответствии с позицией 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" приложения к Постановлению N 2571 не установлены, что нарушает часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с протоколом подведения итогов по закупке от 16.03.2022 N ИЭА1 решением Комиссии по осуществлению закупок заявка участника Аукциона ООО "УПМК-22" (порядковый номер N 2) признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
Вместе с тем Комиссия, изучив заявку ООО "УПМК-22" установила, что данным участником Аукциона не представлены документы и информация, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям в отношении позиции 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571.
В частности, в составе заявки ООО "УПМК-22" отсутствует исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), что не соответствует положениям позиции 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571.
Таким образом, заявка ООО "УПМК-22" не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, положениям Постановления N 2571.
Отсутствие в извещении о проведении Аукциона требований о подтверждении участниками Аукциона соответствия дополнительным требованиям по позиции 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571 не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок по признанию заявки участника Аукциона ООО "УПМК-22" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе нарушает подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона неправомерно не установлено требование о наличии у участника Аукциона лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении вида работ "ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Вместе с тем в силу положений статьи 42 Закона об объектах культурного наследия ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
В извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по видам работ:
- "реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем;
- реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей;
- реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора;
- реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней".
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта культурного наследия "Красный мост" в г. Орле.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в рамках исполнения обязательств по государственному контракту, заключаемому по результатам проведения Аукциона, требуется выполнение работ по реставрации, консервации и воссозданию архитектурных элементов объекта культурного наследия "Красный мост" в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требование о наличии у участника Аукциона лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении вида работ "ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" Заказчиком не устанавливались, поскольку объектом закупки не предусмотрено выполнение таких работ.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также не представил в составе обращения доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением Комиссии 28.03.2022 по делу N 22/44/99/127 (далее - Решение 2) в результате проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлены следующие нарушения:
- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащим образом в извещении о проведении Аукциона требования к участнику Аукциона о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на отдельные виды работ в части реставрации, консервации объекта культурного наследия;
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащим образом в извещении о проведении Аукциона требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации по осуществлению взносов такого участника в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с положениями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, а также взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств согласно положениям части 13 статьи 55.16 ГрК РФ;
- частей 4, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении к участникам Аукциона дополнительных требований, предусмотренных позицией 1 раздела I Постановления N 2571 и не установлении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 8 раздела II Постановления N 2571.
На основании Решения 2 Комиссией принято решение:
- предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что Заказчиком 28.03.2022 заключен муниципальный контракт по результатам проведения Аукциона;
- передать материалы от 28.03.2022 по делу N 22/44/99/127 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1, частей 4, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что Заказчиком 28.03.2022 заключен муниципальный контракт по результатам проведения Аукциона.
4. Передать материалы по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 1, 2 мотивировочной части решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 28.03.2022 по делу N 22/44/99/127 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 апреля 2022 г. N 22/44/99/131
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2022