На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчика, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), при участии посредством системы видеоконференц-связи представителей МКУ "Управление капитального строительства г. Орла" Костикова А.С., Поздняковой Е.А., Администрации города Орла Дерябкиной Т.Ю., представители АО "ЭТС", Коновалова Игоря Викторовича на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Коновалова Игоря Викторовича (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства г. Орла" (далее - Заказчик), Администрации города Орла (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на завершение работ по объекту: "Реконструкция "Красного моста" в городе Орле" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0154300014622000077) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в извещении о проведении Аукциона дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 1 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - раздел I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия", Постановление N 2571).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 28.03.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.04.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 625 586 878,82 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 8880409283R153930414, 8880409283R153890414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе -28.02.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана одна заявка, признанная несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 1 - 5 и 16 и 22 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
В соответствии с позицией 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571 к участникам закупки на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.
При этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного договора;
- копия акта выполненных работ, подтверждающего цену выполненных работ;
- копия акта приемки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки данной позиции.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта культурного наследия "Красный мост" в г. Орле.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Частью 5 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия установлено, что границы территории объекта культурного наследия , включаемого в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждается в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительство Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объектов культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект "Красный мост" включен в реестр объектов культурного наследия (номер в реестре 571411307910005).
Кроме того, представителями Заказчика, Уполномоченного органа в подтверждение представлен приказ Управления культуры и архивного дела Орловской области от 11.09.2013 N 348 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Красный мост", 1949 г., расположенного по адресу: Орловская область, г. Орел, в створе улицы Гостиная - площадь Мира", согласно которому объект "Красный мост" отнесен к объектам культурного наследия.
Вместе с тем установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с пунктом 3 извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам Конкурса в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571 "работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дорог" о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: "1) опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги", что не советует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая тот факт, что объект капитального строительства, подлежащий реконструкции, является предметом охраны культурного наследия регионального значения, требуется подтверждение соответствия участников Аукциона дополнительным требованиям в соответствии с позицией 1 раздела I приложения к Постановлению N 2571, в отличии от установленного Заказчиком в извещении о проведении Аукциона позиции 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, изучив материалы, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона установлены к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные позицией 8 раздела II Постановления N 2571, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
3. Комиссией установлено, что Решением Комиссии от 15.03.2022 по делу N 28/06/105-746/2022 (далее - Решение) в результате проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащим образом в извещении о проведении Аукциона требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации по осуществлению взносов такого участника в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с положениями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ;
- пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в размещении проектной документации без сводного сметного расчета.
На основании Решения Комиссией принято решение:
- предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку 04.03.2022 Заказчиком размещено извещение о проведении закупки N 0154300014622000152 по объекту закупки "Реконструкция "Красного моста" в городе Орле";
- передать материалы от 15.03.2022 по делу N 28/06/105-746/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
04.03.2022 в отношении объекта закупки Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - 0154300014622000152) далее - Аукцион 2). Аукцион 2 признан несостоявшимся, в связи с тем, что на участие в Аукционе 2 подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона 2. По результатам проведения Аукциона 2 Заказчиком 28.03.2022 заключен муниципальный контракт N 07/22.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1, частей 4, 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что Заказчиком 28.03.2022 заключен муниципальный контракт по результатам проведения Аукциона 2.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 15.03.2022 по делу N 28/06/105-746/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 апреля 2022 г. N 22/44/99/130
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022