Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "Росгеология" (далее - Заявитель) на действия Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией об осуществлении закупок Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации скважин, расположенных на нераспределенном фонде недр Российской Федерации и представляющих экологическую опасность (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0121100008822000003) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии у участников закупки лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Лицензия);
2) Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки;
3) Заказчиком в проекте государственного контракта Извещения установлены противоречивые сроки, а также порядок выполнения работ, в том числе по 1 этапу;
4) Заказчиком в проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлен порядок оплаты работ;
5) Заказчиком в проекте государственного контракта Извещения неправомерно установлено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 25 % от цены государственного контракта;
6) Заказчиком в ЕИС не представлены разъяснения положений Извещения;
7) Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 06.04.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв заседание, продолжилось 08.04.2022.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 16.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 04904041229F92928244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.04.2022.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии у участников закупки Лицензии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат работы по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661 утверждено положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 2 Положения о лицензировании определен перечень лицензируемых видов деятельности, к числу которых отнесено выполнение работ по транспортированию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах, а также по уничтожению воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ, веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по ликвидации скважин, расположенных на нераспределенном фонде недр Российской Федерации и представляющих экологическую опасность.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что техническим заданием Извещения предусмотрена часть работ, требующая наличие Лицензии.
Кроме того, согласно пункту 4.6 проекта государственного контракта Извещения подрядчик имеет право при исполнении контракта привлекать субподрядчиков, обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - лицензией, сертификатом либо другим документом, подтверждающим их право на выполнение данного вида работ.
При этом поскольку выполнение работ в рамках данного государственного контракта, составляющих лицензируемый вид деятельности, не является самостоятельным объектом закупки, требование к участникам закупки о наличии Лицензии в Извещении не установлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в Извещении требование к участникам закупки о наличии Лицензии, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку в техническое задание включены работы, выполнение которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение соответствующего вида работ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающеюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.2 технического задания Извещения, определяющего комплекс выполняемых подрядчиком работ по государственному контракту, установлен, в том числе следующий вид работ: "Составление 500 исполнительных сметных расчетов по проведенным ликвидационным работам, их экспертиза и утверждение в установленном порядке".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что условие о подготовке исполнительных сметных расчетов (далее - ИСР) установлено в соответствии с потребностью Заказчика и необходимо для аналитики стоимости ликвидации скважин в целях определения стоимости аналогичных контрактов, планируемых к заключению в будущем.
Также представители Заказчика пояснили, что выполнение работ в рамках государственного контракта осуществляется в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2127 "О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Постановление N 2127).
Так, Постановлением N 2127 утверждены правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Правила).
При этом в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что положениями Правил не предусмотрено получение положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию по выполнению работ по ликвидации скважин.
Вместе с тем, учитывая что Заказчиком подтверждено, что положениями Правил не предусмотрено составление ИСР по проведенным ликвидационным работам, а также обязанность разработки проектной документации, Комиссии не предоставляется возможным прийти к выводу о наличии нормативного правового документа, технического регламента, иного документа, разрабатываемого и применяемого в национальной системе стандартизации, на основании которого подрядчику надлежит разработать ИСР.
Учитывая изложенное, а также непредставление Заказчиком сведений о невозможности надлежащего исполнения государственного контракта по ликвидации скважин в отсутствие ИСР, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта Извещения установлены противоречивые сроки, а также порядок выполнения работ, в том числе по 1 этапу.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 1.3 проекта государственного контракта Извещения срок на выполнение 1 этапа с даты заключения государственного контракта по 30.06.2022.
Согласно пункту 1.4 проекта государственного контракта Извещения в рамках первого этапа по государственному контракту подрядчиком осуществляется подготовка проектной документации на геологическое изучение недр, а также иные работы, предусмотренные календарным планом выполнения работ и техническим (геологическим) заданием.
Пунктом 11.4 проекта государственного контракта Извещения установлено, что проектная документация должна соответствовать требованиям законодательства о недрах, документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации, государственному контракту, а также правилам подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденным приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 352.
Также пунктом 11.4 проекта государственного контракта Извещения установлено, что в случае непредставления подрядчиком проектной документации на экспертизу, предусмотренную статьей 36.1 закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пеня за каждый день просрочки в соответствии с пунктом 5.3 проекта государственного контракта Извещения начисляется со дня, следующего за днем окончания течения срока, предусмотренного пунктом 1.4 проекта государственного контракта Извещения, до дня представления проектной документации на экспертизу, предусмотренную статьей 36.1 Закона о недрах.
В соответствии с пунктом 17 порядка проведения экспертизы проектной документации, утвержденным приказом Минприроды России от 23.09.2016 N 490 "Об утверждении правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых", общий срок проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр не должен превышать: 60 рабочих дней с даты регистрации заявки в ФГКУ "Росгеолэкспертиза" или его территориальном отделении.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что пунктом 1.3 проекта государственного контракта Извещения предусмотрен 31 этап исполнения обязательств, в том числе следующие: "1 этап: с момента заключения Контракта по 30.06.2022; 2 этап: с 01.07.2022 по 31.07.2022; 3 этап: с 01.08.2022 по 31.08.2022; 2 этап: с 01.07.2022 по 31.07.2022; 3 этап: с 01.08.2022 по 31.08.2022; 4 этап: с 01.09.2022 по 30.09.2022; 5 этап: с 01.10.2022 по 31.10.2022".
При этом пунктом 2.2 технического задания установлен следующий порядок выполнения работ: "Работы должны проводиться в три этапа (этап N 1 (2022 год), этап N 2 (2023 год), этап N 3 (2024 год)".
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что с учетом даты подведения итогов Конкурса, срока заключения государственного контракта по результатам Конкурса, срок на составление проектной документации составит менее 3-х месяцев, а именно: с 17.04.2022 по 30.06.2022, в связи с чем подрядчик не имеет возможности выполнить работы по 1 этапу без нарушения срока, установленного пунктом 1.3 проекта государственного контракта Извещения.
В свою очередь, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения 1 этапа государственного контракта прохождение государственной экспертизы проектной документации не требуется, а необходима только подача проектной документации на прохождение государственной экспертизы.
Вместе с тем положения проекта государственного контракта Извещения не содержат таких указаний, а напротив, содержат положения о соответствии представленной подрядчиком проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации и возможности применения Заказчиком санкций в отношении подрядчика за неисполнение указанного обязательства.
Представители Заказчика на заседании Комиссии подтвердили, что в части этапности выполнения работ допущены противоречия, а также пояснили, что верными считаются сроки выполнения работ, установленные в техническом задании.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые сроки, а также порядок выполнения работ, в том числе по 1 этапу, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта Извещения ненадлежащим образом установлен порядок оплаты работ, поскольку Заказчиком неправомерно установлено условие о невыплате подрядчику суммы экономии, полученной подрядчиком при исполнении государственного контракта, а также установлено условие о предоставлении подрядчиком первичных бухгалтерских документов в подтверждение выполненных работ.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 1 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.
Пунктом 2 статьи ГК РФ установлено, что в договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.
В соответствии с пунктом 3.7.1 проекта государственного контракта Извещения в случае, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (экономия подрядчика), оплата производится в соответствии с фактическими расходами подрядчика. При этом цена контракта может быть уменьшена по соглашению сторон на размер экономии подрядчика без изменения объемов и качества работ по основаниям, установленным пунктом 9.1 проекта государственного контракта, а также статьей 95 Закона о контрактной системе. Изменение цены Контракта в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 3.7.2 проекта государственного контракта Извещения по предложению подрядчика экономия подрядчика может быть перераспределена на другую статью расходов при условии, что фактические расходы подрядчика (субподрядчика) по данной статье затрат превысили стоимость, указанную в проектной документации. Указанное в пункте 3.7.2 перераспределение экономии подрядчика на другие статьи расходов допускается при наличии согласия Заказчика и при условии предоставления подрядчиком документов, подтверждающих фактически понесенные им или его субподрядчиком расходы по статье расходов, на которую перераспределяется экономия подрядчика.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 3.7.2 проекта государственного контракта Извещения перераспределение экономии на другую статью расходов подрядчика зависит от волеизъявления Заказчика и лишает подрядчика фактической возможности получить всю сумму по государственному контракту, включая экономию подрядчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что положения проекта государственного контракта Извещения о невыплате подрядчику суммы экономии, полученной подрядчиком при исполнении государственного контракта, не соответствуют части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку цена контракта является твердой вне зависимости от изменения расходов подрядчика.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что в проекте государственного контракта Извещения ненадлежащим образом установлен порядок оплаты работ, поскольку Заказчиком неправомерно установлено условие о предоставлении подрядчиком первичных бухгалтерских документов в подтверждение выполненных работ.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Закона о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.
Учитывая изложенное, при надлежащем исполнении контракта после подписания заказчиком акта приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги заказчик обязан оплатить поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу по цене, определенной контрактом.
Пунктом 3.6.4 проекта государственного контракта Извещения установлено, что для проведения приемки подрядчик одновременно с актами выполненных работ и актами сдачи-приемки работ за весь срок действия контракта представляет заказчику первичные бухгалтерские документы и (или) иные документы, подтверждающие выполнение подрядчиком работ или наличие понесенных подрядчиком затрат.
Комиссия приходит к выводу, что положение проекта государственного контракта Извещения о предоставлении подрядчиком первичных бухгалтерских документов в подтверждение выполненных работ является неправомерным, поскольку данное требование является излишним и не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в проекте государственного контракта Извещения неправомерно установлено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 25 % от цены государственного контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок в случае осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 4.9 проекта государственного контракта Извещения установлено следующее: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также СМП, СОНО) в объеме 25 (двадцать пять) процентов от цены Контракта".
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что с учетом сложности и специфики выполнения таких работ как ликвидация скважин, представляющих экологическую опасность, привлечь субподрядчиков, соисполнителей в объеме 25 % от цены государственного контракта не представляется возможным, в связи с чем, по мнению Заявителя, Заказчику необходимо снизить объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций до 5 % от цены государственного контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что условие пункта 4.9 проекта государственного контракта Извещения о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 25 % от цены государственного контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в ЕИС не представлены разъяснения положений Извещения.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили графические сведения, согласно которым 22.03.2022, 28.03.2022, 29.03.2022, 31.03.2022, 31.03.2022, 01.04.2022 Заказчику поступили запросы о предоставлении разъяснений положений Извещения, на которые Заказчиком 24.03.2022, 29.03.2022, 29.03.2022, 31.03.2022, 04.04.2022, 04.04.2022 опубликованы разъяснения положений Извещения на сайтах ЕИС и Оператора электронной площадки, о чем свидетельствуют сведения из журнала событий с сайта ЕИС.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что отсутствие разъяснений положений Извещения в открытой части ЕИС связано с проблемами интеграции и отображения документов в ЕИС. Кроме того, представителями Заказчика на заседании Комиссии представлено обращение в техническую поддержку ЕИС по указанной проблеме от 04.04.2022 N DS-745715.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих о наличии в действиях Заказчика в рассматриваемой части нарушений Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателям "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании" (далее - Показатель N 1), "Наличие разрешений/ допусков на выполнение работ лицензий, сертификатов, а также записок по выполнению работ" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
7.1. В частности, согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия, поскольку такой показатель содержит неоднозначное указание на предельно максимальное количество единиц техники, подлежащей оценке.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "б" пункта 24 Положения заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" предусмотрен показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в Извещении, Критерий содержит Показатель N 1, согласно которому оценке подлежит количество единиц буровой техники, а именно:
"1. Буровая установка (БУ) соответствующего класса по максимальной грузоподъемности, номинальной глубине бурения - 2 шт.;
2. Жилой (вахтовый) городок включая санитарно-бытовые помещения, приема пищи - 1 ед.;
3. Комплекс энергообеспечения (ДГУ) с соответствующей мощностью для автономного обеспечения жизнедеятельности и процесса производства работ - 1 ед., принадлежащие участнику закупки на праве собственности или ином законном основании.
Предельное максимальное значение по Показателю N 1 составляет 4 единицы техники".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что по Показателю N 1 оценке подлежат 4 единицы техники, а именно: буровая установка - 2 шт.; жилой (вахтовый) городок - 1 ед.; комплекс энергообеспечения - 1 ед.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих невозможность сформировать свое предложение в целях начислениях максимального количества баллов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия, поскольку Заказчиком установлен вид подтверждающего документа, который не предусмотрен Положением.
Подпунктом "б" пункта 27 Положения установлены следующие виды подтверждающих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании).
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в Извещении, Критерий содержит Показатель N 1, согласно которому оценка производится на основании, в том числе следующего документа: "Наличие паспортов на требуемое оборудование".
Таким образом, помимо указанных в подпункте "б" пункта 27 Правил документов Заказчиком установлено положение о предоставлении паспорта на требуемое оборудование.
Вместе с тем указанный документ является документом, содержащим сведения о технических характеристиках изделия и не подтверждает наличие у участников закупки права собственности или иного законного основания на оборудование и не предусмотрен подпунктом "б" пункта 27 Положения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
7.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия, поскольку указанный показатель оценки не предусмотрен Положением, также не установлены конкретные виды подтверждающих документов и порядок оценки указанных документов.
Пунктом 24 Положения установлен исчерпывающий перечень показателей для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки", а именно:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Комиссией установлено, что в рамках Показателя N 2 Критерия оценке подлежат, в том числе следующие документы:
"выписка из СРО, выданная не раньше 10.01.2022 года";
"записка по технологии оказания/выполнения услуг/работ, включающая в себя:
а) наличие детального описания мероприятий (план мероприятия, детальный график оказания/выполнения услуг/работ с датами/сроками);
б) наличие специального оснащения (какие ресурсы необходимо задействовать, тип ресурса, ответственный за привлечение ресурсов)".
Комиссия установила, что Показатель N 2 Критерия не предусмотрен Положением.
Кроме того, порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия не содержит однозначного указания выписки из какой конкретно саморегулируемой организации подлежат оценке, а также отсутствует порядок оценки представленных записок, а также содержание таких записок.
Комиссия, изучив порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия приходит к выводу, что указанный показатель, не предусмотрен пунктом 24 Положения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссии
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Росгеология" обоснованной в части пунктов 2, 3, 4, 7.2, 7.3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 34, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 08.04.2022 по делу N 28/06/105-964/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 апреля 2022 г. N 28/06/105-964/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2022