Резолютивная часть решения оглашена 08.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 13.04.2022.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
<_>,
рассматривается обращение бюджетного учреждения Липецкой области "Центр развития и мониторинга физической культуры и спорта", содержащее информацию об уклонении индивидуального предпринимателя <_>, от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 22 - ЭА - 4: услуги по видеосъемке и монтажу видеоматериалов (реестровый номер 0346200016022000004), а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об уклонении указанного участника закупки от заключения контракта.
На основании пункта 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена при участии представителя индивидуального предпринимателя <_>,- <_>, (по доверенности) посредством видеоконференцсвязи.
Бюджетное учреждение Липецкой области "Центр развития и мониторинга физической культуры и спорта", уведомленное надлежащим образом на проведение проверки представителей не направило.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 04.04.2022, в порядке, установленном статьей 104 Закона о контактной системе, от государственного бюджетного учреждения Липецкой области "Центр развития и мониторинга физической культуры и спорта" (далее по тексту также - заказчик) поступило обращение, содержащее информацию о не подписании ИП <_> контракта по итогам электронного аукциона N 22 - ЭА - 4: услуги по видеосъемке и монтажу видеоматериалов (реестровый номер 0346200016022000004) (далее - электронный аукцион) в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, в связи с чем ИП <_> признан уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.03.2022 N ИЭА1, на участие в электронном аукционе подана одна заявка - ИП <_>., признанная соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. В связи с чем, электронный аукцион признан несостоявшимся, согласно пункту 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе принято решение заключить контракт с ИП <_> в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе 23.03.2022 заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее также - ЕИС) проект контракта для подписания участником электронного аукциона.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, регламентированный срок для подписания проекта государственного контракта, либо для направления протокола разногласий ИП <_> является 28.03.2022.
Вместе с тем, в указанный срок ИП <_> проект государственного контракта не подписан.
31.03.2022 заказчиком было принято решение о признании ИП <_> уклонившимся от заключения контракта (протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 31.03.2022 N ППУ20_1).
В силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В тоже время, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе проведения проверки представитель ИП <_> пояснил, что подписать контракт не позволили обстоятельства технического характера.
В материалы дела представлены документы, согласно которым с 28.03.2022 по 31.03.2022 персональный компьютер индивидуального предпринимателя был неисправен и находился в сервисном центре для диагностики и ремонта (акт приема-передачи товара на диагностику от 28.03.2022, акт о сдаче-приемке выполненных работ N 303/2 от 31.03.2022, платежное поручение N 5 от 01.04.2022).
Как следует из пояснений представителя ИП <_>, поскольку неисправный персональный компьютер был единственным компьютером с установленным программным обеспечением для работы с электронной цифровой подписью, ИП <_> не имел возможности подписать контракт в регламентированный срок.
По своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.
С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
С учетом изложенного, вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что факт недобросовестного поведения участника электронного аукциона при заключении контракта не является очевидным.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения в отношении индивидуального предпринимателя <_> (ИНН <_>).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 8 апреля 2022 г. N РНП-48-46с/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2022