Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- Отдел образования администрации Грязинского муниципального района - _.;
- ООО "Интерактив" - _.,
рассмотрев жалобу ООО "Интерактив" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку, сборку и установку АРМ преподавателя для объекта: "Школы на 800 учащихся с бассейном в городе Грязи по улице Рождественская" (реестровый номер 0846600000822000056) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N149 от 05.04.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "Интерактив" (далее- заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (уполномоченное учреждение - МКУ "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Грязинского муниципального района", заказчик - Отдел образования администрации Грязинского муниципального района).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Уполномоченное учреждение, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направило.
Рассмотрение жалобы было назначено на 08.04.2022 в 12.00 часов. Однако, с целью предоставления заявителем дополнительной информации, рассмотрение настоящей жалобы было отложено на 11.04.2022 в 09.00 часов.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представитель заявителя по доводам жалобы указал, что техническое задание разработано с нарушением требований Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку по ряду позиций содержит требования, указывающие на единственных производителей, а также требования, которым не соответствует ни один из представленных на рынке товаров, что, в свою очередь, не позволяет участникам осуществить поставку товара, полностью соответствующего условиям данного технического задания и свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Представитель заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы заявителя 08.04.2022 с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные возражения.
Относительно довода жалобы о наличии нарушений Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку, сборку и установку АРМ преподавателя для объекта: "Школы на 800 учащихся с бассейном в городе Грязи по улице Рождественская" (реестровый номер 0846600000822000056) и приложения к нему.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 130 573,21 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 25.03.2022 09:56,
Дата и время окончания срока подачи заявок - 04.04.2022 09:00,
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 04.04.2022,
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 05.04.2022.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст.3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно п.1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
А в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчику в рамках данных положений Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности в оборудовании. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика и равного доступа к участию в торгах.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Кроме того, также следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является поставка, сборка и установка АРМ преподавателя для объекта: "Школы на 800 учащихся с бассейном в городе Грязи по улице Рождественская".
Как установлено, извещение о проведении электронного аукциона содержит электронный документ: описание объекта закупки.
При этом установлено, что данное описание объекта закупки содержит требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых товаров.
Как следует из доводов жалобы заявителя и согласно пояснений его представителя, при проведении рассматриваемой закупки были нарушены следующие требования:
1. В таблице N2 Технического задания пункт 1 "Документ камера" составлен некорректно, так как полного соответствия на рынке документ камер не обнаружено. Однако, было выявлено, что требования содержат в себе описания нескольких камер сразу;
2. Технические требования к пункту 2 "Многофункциональное устройство", составлены таким образом, что соответствуют единственному производителю - Pantum M7100DN;
3. Технические требованию к пункту 3 "Моноблок", составлены таким образом, что ему соответствует единственный производитель Аквариус;
4. В пункте 5 "Интерактивная панель 75'" подпунктах 5.67 - 5.80 прописано количество тестов. На территории РФ существует лишь один разработчик подобных тестов ООО "Центр Электронного Тестирования" для образовательных проектов, который предоставил официальный ответ, что количество тестов не совпадает с требуемым.
При этом, заявителем в жалобе были представлены таблицы с указанием на товары различных производителей.
Вместе с тем, из представленных заказчиком письменных пояснений, а также анализа информации, содержащейся на сайтах производителей, по указанным заказчиком ссылкам, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее:
-характеристикам, установленным в пункте 1 технического задания "Документ камера", соответствуют следующие товары: Mimio View 350U, Crystal Eye, FiyEye;
-характеристикам, установленным в пункте 2 "Многофункциональное устройство", соответствуют следующие товары: Pantum M7100DN, PriCoSa, PCS33;
-характеристикам, установленным в пункте 3 технического задания "Моноблок", как минимум, соответствуют следующие товары: MonoFly 23, BoxOne 23;
-характеристикам, установленным в пункте 5 "Интерактивная панель", соответствуют следующие товары: IWP 75, Chi TouchPanel 75, FlyPanel 75.
Таким образом, установленным заказчиком по пунктам 1, 2, 3 и 5 технического задания требованиям соответствуют как минимум два и более товара.
Доказательств обратного представителем заявителя, в том числе, в предоставленных Комиссии Липецкого УФАС России дополнительных возражениях, представлено не было.
Также не было представлено информации о планируемых к поставке товарах и о характеристиках товаров, указанных в техническом задании, не позволивших заявителю подать заявку на участие в рассматриваемой закупке.
В связи с чем, доводы заявителя, указанные в жалобе, не являются обоснованными.
При этом установлено, что на участие в рассматриваемой закупке от участников было подано 3 заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика, уполномоченного учреждения отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе в части правомерности установления требований к описанию объекта закупки. Факт ограничения количества участников закупки не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь ст.ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Интерактив" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку, сборку и установку АРМ преподавателя для объекта: "Школы на 800 учащихся с бассейном в городе Грязи по улице Рождественская" (реестровый номер 0846600000822000056) необоснованной.
2. Довод жалобы о нарушении заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Липецкого УФАС России не рассматривался.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 апреля 2022 г. N 048/06/105-347/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2022